Назад

Главная страница

 


Воспоминания о… прошлом

   Концерты, состоявшиеся в Большом зале Московской консерватории 15 и 16 сентября и вошедшие в программу дней культуры Японии в Москве, совершенно уникальны, грандиозны по замыслу, программе и составу исполнителей. В концертах приняли участие оркестр Нью Джапан Филармоник п/у Сейджи Озава и Мстислав Ростропович, выступивший как солист и дирижер. Ростропович и Озава связаны многолетней дружбой и тесным творческим сотрудничеством.
   Программа концертов оказалась крайне насыщенная и многопланова:
15 сентября: Антонин Дворжак - Концерт для виолончели с оркестром си минор.Рихард Штраус - Дон Кихот
16 сентября: Бенджамин Бриттен - Военный реквием.
   В первый вечер Мстислав Ростропович солировал два отделения. Конечно, для московской публики это была сенсация, поскольку за последние 8-10 лет выступления Ростроповича-виолончелиста на московской сцене можно пересчитать по пальцам. Тем более, что программа выглядела более чем вызывающе: соединить такие труднейшие произведения в одном концерте рискнет не каждый.
   Надо сказать, что в целом Маэстро находится в достаточно хорошей форме. С другой стороны, соединить зрительный образ виолончелиста-легенды XX столетия и со слуховыми ощущениями удавалось с трудом.
   Роль, которую Ростропович сыграл в музыкальной истории как виолончелист, огромна, и оспаривать это по меньшей мере глупо. Однако сегодня, как это не прискорбно, музыкант находится во власти музыкальных и исполнительских клише, созданных им же самим. Кроме того, нельзя не отметить критическое количество досадных технических огрехов, не покрываемых при этом свежими музыкальными идеями.
    Слушая концерт Дворжака, было вполне очевидно, что на сцене находится именно Ростропович - его исполнительскую манеру и замечательный звук нельзя спутать ни с кем иным. Но печально было сознавать, что все это мы уже когда-то слышали. Никакого прорыва вперед - лишь грустные воспоминания о том, что когда-то казалось таким новым и интересным.
   Исполнение Дон Кихота Штрауса было также в целом вполне удачным. Чрезвычайно понравился солист-скрипач, обладающий удивительно мощным и гибким звуком. Это, в сочетании с организованным темпераментом и хорошо заметной музыкальной самостоятельностью, сильно выделяло скрипача среди других солистов из оркестра.
    Вообще, говоря об оркестре, следует сказать, что это удивительный по сплоченности и взаимной заинтересованности коллектив. Музыканты, кажется, фанатично преданы своему делу - это очень импонирует. Вот уж действительно случай, когда можно сказать, что каждый человек в коллективе - на вес золота.
   "Военный реквием" Бриттена - произведение, не имеющее аналогов в мировой музыкальной литературе. Оно уникально по замыслу, форме, и даже по сценическому воплощению. На сцене присутствуют 2 оркестра, 2 хора, солисты и три(!) дирижера.
   "Военный реквием" был написан для торжественной церемонии освящения вновь восстановленного собора Святого Михаила в Кевентри. Простояв 500 лет, собор был разрушен во время бомбардировки в годы Второй мировой войны. Состав исполнителей способен поразить воображение: солисты (сопрано, тенор, баритон), смешанный хор, хор мальчиков, симфонический и камерный оркестр. Текст составлен на основе Заупокойной мессы с вкраплениями стихов Уилфрида Оуэна, 25-летнего поэта, погибшего за неделю до окончания войны.
В этот вечер Реквием исполняли:
Хор Симфонической капеллы России
Московская капелла мальчиков
Симфонический оркестр (дирижер Мстислав Ростропович)
Камерный оркестр (дирижер Сейджи Озава)
Солисты: Эико Морикаве (сопрано)
Бадри Майсурадзе (тенор)
Андрей Славный (баритон)

   Трудно описать, насколько страшно великолепие этого произведения. Это воплощенная в музыке боль, боль, которую приносит людям война, страдания и стенания всех вместе и каждого в отдельности. Казалось, что история повторяется, что война - прямо перед нами, и этим вечером было рассказано что-то, о чем в обычные дни не принято говорить вслух.
   Темперамент дирижеров и стиль их дирижирования (Ростропович дирижировал симфоническим составом и капеллой, Озава - камерным составом и солистами) явно совпадали с теми ролями, которую играли эти составы в произведении. Стиль Ростроповича-дирижера - вокально-мелодийный. В сравнении с Озавой, у него меньше конкретных жестов и не столь активный импульс. Возникало ощущение, что Ростропович "растекается" над оркестром, как будто пытаясь обнять, обхватить весь мир. Музыкальные образы, которые поручены композитором "его" составу" воплощают мир во всех его проявлениях.
   Сейджи Озава, напротив - комок нервов, сосредоточенный энергетический импульс, его дирижерский стиль был очень точным и острым. Музыкальная идея состава Озавы - внутренний, личный, субъективный мир, в который страх прокрадывается раньше, чем сможет захватить мир целиком.
   …Сложно описать все чувства, которые охватывают слушателя при прослушивании "Военного реквиема" Бриттена. И все же вряд ли будет ошибкой сказать, что это исполнение потрясло весь зал, что слушатели уходили с дрогнувшими сердцами. Лично мне показалось, что пусть малую, но часть того, сквозь что мне, к счастью, не суждено было пройти в силу возраста, я пережила в этот вечер.

Ольга Чепижная
(при участии Бориса Лифановского)



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.