Назад

Главная страница

 


Один-ноль в пользу теоретиков.

Российская премьера духовной оперы Эмилио де Кавальери.

Едва возникнув на профессиональной сцене, 23-летний бас Дмитрий СтепанОвич пошел на расхват - он поет романсы Глинки и песни Дунаевского, возглашает "Оду к радости" Бетховена и ведет речь от имени Тела в духовной опере Эмилио де Кавальери.

    То ли московская публика вдруг стала рьяной поклонницей старинной музыки, то ли слово "премьера", как обычно, послужило ей приворотным зельем, то ли этим зельем стало имя незаурядного баса, только что прогремевшее на конкурсе им. С.В.Рахманинова, так или иначе, но даже старожили консерватории не помнят такого супераншлага, какой был на дневном (!) концерте в Рахманиновском зале Московской консерватории, где исполнялось "Представление о душе и теле" Эмилио де Кавальери.
    Значимость события вполне оправдывало заинтересованность публики: почти четыре столетия прошло со времени первого исполнения этой оперы, после чего нам известны лишь единичные ее постановки первой половины двадцатого века в Италии, Германии, США. В 1974 году в Кёльне была сделана запись "Представления", исполненного под руководством Хансе-Мартина Линде солистами Collegium Vocale Koeln. В России же Rappresentazione исполнялось только во фрагментах ансамблем "Мадригал" под руководством Андрея Волконского (в записи существует лишь один фрагмент из третьего акта).
    Солист ансамбля "Мадригал" Евгений Аргышев мечтал поставить это произведение целиком, но безвременная кончина певца (он умер в 1992 году) не позволила осуществиться этому замыслу. Однако у Аргышева было много учеников, и для одной из них, Марии Батовой (музыковеда, выпускницы Московской консерватории), он, по ее собственным словам, стал не только учителем пения, но и эталоном музыканта-профессионала и человека. После смерти Евгения Аргышева Мария Батова нашла в его архивах копию факсимильного издания 1912 года "Представления о душе и теле" Кавальери и, продолжая дело учителя, осуществила его мечту.
    Любой проект, связанный с реконструкцией старинной музыки, неизбежно подразумевает серьезную музыковедческую работу, без которой невозможно достичь подлинности исполнения. "Аутентизм - это очень просто: это соответствие музыки самой себе. Если ты любишь эту музыку - прекрасно. Но ее не в коем случае нельзя петь "на цыпочках", потому что любовь, помимо нежности, предполагает смелость и даже дерзость,"- говорил Аргышев.
    Проект Марии Батовой действительно смел и дерзок: музыкант-теоретик по сути вновь создает оперу - расшифровывает старинную нотацию, делает редикции инструментальных партий, изучает оригинальный итальянский текст. Теоретическая часть составляет два тома (!) ее дипломной работы, по уровню равносильной кандидатской диссертации. Дух оперы требует сценического воплощения, который невозможно осуществить одному человеку. Батова собрала почти сорок единомышленников; с вербовкой были проблемы: почти как в истории итальянской оперы консерваторские примадонны отказывались петь из-за того, что партии недостаточно выигрышны, недостаточно виртуозны. В результате исполнительский состав получился довольно пестрый (что, конечно же, не могло порой не влиять на качество исполнения): здесь и теоретики, и композиторы, и пианисты, играющие на лютне, и люди без музыкального образования. Наравне с ними выступали исполнители-профессионалы: солисты Коллегии старинной музыки, ансамбль ранней музыки Flauti Dolci, "крепкая" клавесинистка Ия Заковряшина (по мнению Батовой, умеющая "притягивать" к себе исполнителей, а потому идеально выполняющая работу дирижера), органистка Е.Кофанова и, конечно же, Дмитрий СтепанОвич, солист театра К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко.
    Дмитрий СтепанОвич... Еще не стихли овации после его выступления на рахманиновском конкурсе. Великолепный бас, мудрое, трепетное отношение к тексту, актерское мастерство - все эти качества органично сочетаются в его интерпретациях музыки разного времени. До сих пор мы знали СтепанОвича как академического певца с голосом, легко перекрывающим tutti оркестра. В пятницу СтепанОвич выступил, как исполнитель старинной музыки в характерной аутентичной манере, спев партию Тела. Не изменяя своему таланту и профессионализму, он работал с людьми, обладающими "маленькими" голосами: выравнивал им интонацию, организовывал ансамблевое пение. Вместе с талантливой Душой (ее спела сама Мария Батова), СтепанОвич (как единственный человек, работающий в театре) режиссировал мизансцены.
    Режиссура в таком спектакле особая: акты оперы чередуются с интермедиями (хореографические интермедии поставила Наталья Кайдановская, энтузиастка из Большого театра), придумывается лишь канва сцены, и все действие - импровизация. Получилось? Скорее да, чем нет. Взять хотя бы кульминацию II акта - разоблачение Мира и Мирской жизни, в которой, как пишет Батова в своей работе, "главное - удивить, потрясти воображение". Эта сцена была сыграна так темпераментно, что Кавальери, обладавший, судя по письмам, веселым нравом, думаю, остался бы доволен.
    Во всех справочных изданиях "Представление о душе и теле" называют первой ораторией. В своей работе, написанной под руководством профессора Московской консерватории М.А.Сапонова, Батова утверждает, что "Представление о душе и теле" - духовная опера. В этом утверждении, претендующем на историческое открытие, есть те же смелость и дерзость, о которых говорил Аргышев. Требовалось увидеть, чтобы поверить - своей непосредственностью, живостью и сценичностью это произведение, действительно, больше похоже на оперу. Пожалуй, мы можем сказать, что не только услышали доселе незнакомую нам музыку, но и почувствовали эпоху Высокого Возрождения - пусть практика немного и проиграла теории.

Анастасия Меерзон
© 1998, "Русский Телеграф"



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.