Назад

Главная страница

 


Концерт Наталии Гутман в БЗК 6 мая

    Текущий месяц на удивление богат интересными концертами в Большом зале консерватории. Одним из наиболее впечатляющих стало выступление виолончелистки Наталии Гутман, состоявшееся 6 мая в рамках фестиваля искусств “Московские звезды”. Ей аккомпанировал симфонический оркестр “Русская филармония” TV-6 Москва под управлением Александра Ведерникова.
    Хотя Наталия Гутман - звезда не столько московская, сколько мировая, и тем удивительнее было то, что зал был наполнен едва ли наполовину. Виолончелистка не балует Москву своими концертами, поэтому вдвойне странным показалось такое отсутствие интереса к ее выступлению. Впрочем, это во многом объясняется тем, что Гутман не принадлежит к артистам, стремящимся поднять шум вокруг своего имени, предпочитая хорошую игру разговорам о хорошей игре. Ее концерты привлекают внимание лишь тех, кому они действительно интересны.
    Программа была довольно впечатляющей - в исполнении Гутман прозвучали Второй концерт К.Сен-Санса и Симфония-концерт С.Прокофьева для виолончели с оркестром. Кроме того, оркестром была исполнена сюита Г.Форе “Пеллеас и Мелизанда” из музыки к драме Метерлинка. Прежде, чем перейти к рассказу о “виолончельной” части концерта, стоит рассказать о том, как в этот вечер выглядел оркестр, тем более, что произведение Форе было исполнено в начале.
    Оркестр “Русская филармония” был организован совсем недавно, но уже успел, что называется, “примелькаться” завсегдатаям концертных залов Москвы, как и его руководитель, Александр Ведерников. Сюита Форе - не слишком часто исполняемое произведение, что оказалось очень кстати, так как позволило воспринимать оркестр “в чистом виде”, не находясь под влиянием традиций исполнения.
    В целом можно сказать, что коллектив справился с программой вечера. К сожалению, при чуть более глубоком анализе обнаруживалась масса огрехов, которые пока не позволяют говорить об этом оркестре, как о действительно интересном явлении в музыкальной жизни Москвы. Трудно было отделаться от мысли, что корень большей части проблем лежит в недостаточной требовательности дирижера. Оставив в стороне музыкальную сторону исполнения, достаточно упомянуть некоторые чисто технические оплошности. Например, практически все струнники считали возможным сидеть на полном стуле, опираясь на спинку. Более того, концертмейстер виолончельной группы играл в таком положении свое соло в Симфонии-концерте. Даже чисто зрительно таким образом создается впечатление расхлябанности, и давно известно, что на игре это также отражается очень плохо. Или печально знаменитый “эффект домино”, когда неуверенное знание текста приводит к тому, что музыканты группы, вместо того, чтобы считать самим и смотреть на руку дирижера начинают ориентироваться по впереди сидящему. Дело кончается тем, что “на глаз”, когда концертмейстер группы уже сменил направление смычка, последние пульты еще только собираются это сделать. На слух же, вместо четкой мелодии получается неясный гул (духовикам в этом смысле спрятаться сложнее, ведь почти у всех сольные партии и волей-неволей приходится думать собственной головой. Кстати о духовиках: в той же Симфонии-концерте просто поразил своим некрасивым звуком первый трубач.) Список такого рода проблем можно продолжить. Все это вещи, за которыми в общем-то должны следить сами музыканты, но раз уж оркестр укомплектован людьми, незнакомыми с элементарными приемами и правилами игры в оркестре, именно на дирижера ложится ответственность за “перевоспитание” оркестрантов. Правда, “Русская филармония” в последнее время чрезвычайно много выступает, и не исключено, что на проработку деталей, подобных перечисленным просто не хватает времени. Тогда остается пожелать дирижеру А.Ведерникову, что однажды в оркестре под его управлением количество все же перейдет в качество, тем более, что его одаренность, как дирижера, не вызывает сомнений.
    Второй виолончельный концерт Сен-Санса - произведение, не исполнявшееся до этого вечера в России. Такое пренебрежение стало понятным после того, как отзвучала последняя нота произведения. Этот концерт представляет для исполнителей гораздо большую трудность, нежели первый, в то время, как с музыкальной точки зрения он явно слабее. Однако, также как и в случае с Форе, слушателям представилась прекрасная возможность оценить Наталию Гутман “как она есть”.
    Поскольку, как было замечено выше, в этом Концерте Сен-Санса сделан упор на техническую сторону исполнения, в первую очередь бросилась в глаза поразительная техническая свобода исполнительницы. Возможно, какие-то моменты для нее и были сложнее, чем остальные, однако этого совершенно не было заметно. Пассажи, штрихи любой сложности, все игралось ею одинаково легко и свободно. К этому следует добавить почти безупречную интонацию (в произведениях такого уровня сложности, исполняемых “в живую”, фальшивых нот не быть не может, даже у исполнителей очень высокого класса, и тем не менее интонировала Гутман практически идеально). Одним словом, техническое оснащение виолончелистки не может не поражать. С другой стороны, ей удалось не утомить слушателей бесконечной чередой “акробатических упражнений” и сделать так, что все произведение слушалось на едином дыхании - а в недостаточно музыкально интересном произведении уже одно это дорогого стоит и дается исполнителю совсем не легко.
    Во втором отделении прозвучало широко известное произведение (Симфония-концерт С.Прокофьева), и здесь Наталия Гутман уже должна была заставить слушателя принять свою трактовку этой музыки. Впрочем, никаких вопиющих нарушений традиций не было, зато здесь в полной мере проявился талант Гутман видеть все исполняемое произведение целиком. Впечатление “панорамности” исполнения не отпускало до самого конца, и восхищение от этого впечатления не смотря ни на что перевешивало минусы, которые, к сожалению, присутствовали.
    Главным недостатком была странная негибкость аккомпанирующего коллектива. Заметно мешало солистке постоянное стремление оркестра сбавить темп и попустительство этому процессу дирижера Ведерникова. Вообще, бросалась в глаза незаинтересованность оркестра в музыке, лишь частично преодоленная потрясающей волей Гутман. Кстати сказать, виолончелистка отличается очень волевой манерой игры, может быть, даже слишком волевой. Во всяком случае, имели место пережимы в смычке, благодаря чему ощутимо ухудшалось качество звука. Другое дело, что это во многом могло быть вызвано необходимостью тянуть за собой оркестр, и все же факт остается фактом. Кроме того, видимо, ближе к завершению вечера Гутман слегка устала, поэтому к концу Прокофьев стал чуть более фальшивым (в смысле интонации), чем этого можно было ожидать. Тем не менее, Москва уже давно не слышала настолько интересного и профессионального исполнения музыки Прокофьева. Скорее всего, последний раз так же блестяще его сыграла сама Гутман несколько лет назад.
    Фактически на данный момент в мире вряд ли есть виолончелист, сопоставимый по любым параметрам с Наталией Гутман и как инструменталист, и как музыкант. Живой концерт такого мастера уникален, он не сравнится с любой самой хорошей записью, тем более, что выступления таких мастеров в Москве становятся большой редкостью (да и сами мастера тоже). Поэтому, господа, сходите на следующий концерт Наталии Гутман - хотя бы для того, чтобы посмотреть, как делается история!

Борис Лифановский (boris@lifanovsky.com )



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.