|
Восхождение в Эйлон
На правильном иврите вы никогда не
скажете: "Я еду в Иерусалим", но: "Я
восхожу в Иерусалим". Тот же глагол
надлежит употреблять, когда речь
заходит о кибуце Эйлон, расположенном в
горах возле ливанской границы. Здесь из
года в год проходит международный
скрипичный мастер-класс, и, по моему
глубокому убеждению, этот курс - одно из
самых замечательных достижений
израильского духа. Мы, живя в этой
стремительно и не всегда в лучшую
сторону меняющейся стране, порой
забываем о том, что основана она была на
здоровом начале. В сегодняшнем мире, в
котором так много поверхностности,
фальши, лжи и дешевых амбиций, Кешет-Эйлон
- островок подлинности, и побывать тут -
значит расставить все по своим местам.
Нынче признанный во всем мире курс
празднует свое десятилетие, а начинался
он со скромной программы поддержки
новых репатриантов. "Мы очень хотели
что-нибудь сделать для алии, - говорит
Гилад Шиба, директор курса, кибуцный
учитель музыки. - Дать им жилье мы не
могли - его у нас просто не было - и тогда
мы решили помочь молодым музыкантам".
Если не ошибаюсь, на первом мастер-классе
занимались десять-пятнадцать молодых
музыкантов, а в нынешнем году в Эйлон
приезжает 50 студентов из 22 стран мира -
при том, что заявки на участие в курсе
подали более 300 молодых скрипачей. Ицхак
Рашковский - художественный
руководитель курса, израильский педагог
российского происхождения, уже много
лет преподающий вместе со своей женой
Анни Шнарх в Лондонском королевском
музыкальном колледже, из года в год
повторяет одну и ту же фразу: "Я
ненавижу аудиции - когда я вынужден кому-либо
отказать, я чувствую себя палачом, ведь
всякий, кто в сегодняшнем мире решает
играть на скрипке, заслуживает помощи и
поддержки".
Ицхак Рашковский (более известный в
Израиле как "Изья") полагает, что
идеальный объем курса - около ста
студентов, ибо это такое количество,
которое, по его мнению, еще не ставит под
угрозу качество преподавания. Причем
расширить курс он хочет в первую очередь
за счет приема израильских студентов.
- К сожалению, существует определенный
разрыв между уровнем преподавания в "Кешет-Эйлон"
и тем, что происходит в учебных
заведениях Израиля на протяжении года.
Однако пока для приема еще полусотни
студентов и энного количества педагогов
в кибуце физически нет места.
- Но мы - не просто гости в кибуце,
которые пришли и ушли, - подчеркивает Изя.
- Мы строим, и это, наверное, очень
характерно для Израиля, все еще молодой
страны, в которой сохранился дух "халуцианства",
дух первопроходцев. И я надеюсь, что этот
дух не исчезнет. В конце концов, нашему
курсу - 10 лет, а Израилю - 50 с небольшим,
эти цифры вполне сопоставимы.
Курс длится две недели, однако на его
подготовку уходит год напряженной
работы. Часть ее проходит в Эйлоне, в
небольшом офисе Гилада Шиба, часть - в
остальном, если так можно выразиться,
мире: студенты курса дают в Европе и в
США концерты для сбора средств и "для
представительства". Курсу необходимы
деньги - для строительства новых жилых и
учебных помещений, для улучшения
условий учебных классов, для стипендий.
Лишь в этом году выстроены три домика
для педагогов (прежде Рашковский с
семьей скитался по квартирам кибуцников,
уехавших в отпуск, "что не всегда было
приятно", с улыбкой замечает он, и тут
же добавляет: "Но на нашем курсе
жизненные удобства всегда были на
втором плане"), сразу после завершения
курса начнется строительство общежитий
для студентов. Впереди - создание
крупного культурного центра на Севере
страны, с концертным залом и студией
звукозаписи. Признаюсь, услышав об этом
от Гилада впервые лет шесть-семь назад, я
мысленно усмехнулся, о чем сегодня
вспоминаю со стыдом: сейчас мне
совершенно ясно, что так оно и будет. "Кешет-Эйлон"
обладает удивительной магией - тот, кто
побывал тут однажды, раз и навсегда
подпадает под его очарование. Дело,
вероятно, в людях, которые курс основали,
и для которых важна суть, а не внешние
проявления.
Покровительство Шломо Минца многое
значит - едва ли найдется педагог,
который откажет на приглашение одного
из крупнейших скрипачей современности;
столь же достойны люди менее знаменитые
- Рашковский и Шнарх, о которых мы
говорили, и Гилад Шиба, с утра до ночи,
днем за днем, располагая минимальным
штатом сотрудников и добровольцев,
оставаясь в тени, делает необходимую для
существования и функционирования курса
работу.
Гилад - сын одного из основателей
кибуцов Эйлон, Ханита и других, Дова Шиба,
сухощавого пожилого человека с
абсолютно ясной головой, принадлежащего
к редкой и, увы, уходящей породе тех, кто
создавал эту страну. Дов Шиба
заслуживает отдельного рассказа, и мы
при случае непременно расскажем о нем
читателям.
В "Кешет-Эйлон" есть
сформировавшееся с годами ядро
преподавателей, и есть те, кто приезжает
сюда впервые. Однако несмотря на
постоянное обновление, главные черты
курса - стремление к совершенству и
доброжелательная атмосфера -
сохраняются неизменными. "Надеюсь,
так будет всегда, - говорит Рашковский.
Не нужно думать, будто бедные юноши и
девушки только и делают, что круглые
сутки пилят свои скрипки. Вовсе нет. Один
из основателей и неугомонных "моторов"
курса - известный израильский
скрипичный мастер и фанатик лучного
спорта Амнон Вайнштейн. Амнон Вайнштейн
сделал важное открытие. Он уже много лет
утверждает, что стрельба из лука
помогает молодым скрипачам
совершеснтвоваться в их нелегком
мастерстве. Объяснение его очень просто:
движения скрипача и лучника во многом
схожи, а кроме того, оба они делают свое
дело не просто так, а предельно
сосредоточенно. Рашковский же не
оспаривает и не подтверждает мнение
Вайнштейна, а лишь радуется тому, что "дети"
могут отдохнуть и расслабиться после
года напряженной учебы. И так в "Кешет-Эйлон"
приезжает крупный американский тренер-лучник
Ларри Вайз, и тренер из клуба в Гиватаиме
Фима Хаютин, и стрелки из того же клуба.
Но, конечно, Вайнштейн приезжает в
Эйлон не только для того, чтобы
пострелять из лука - он на две недели
закрывает свою тель-авивскую студию и
перебирается в кибуц, чтобы
ремонтировать в случае необходимости
инструменты, а также учить молодых
музыкантов уходу за скрипкой. А из
Германии приезжает молодой Даниэль
Шмидт, потомственный специалист по
смычкам и лауреат международных
конкурсов, который говорит: "Я просто
обязан быть тут, я давно стал чем-то
вроде кибуцной мебели".
Еще один участник курса - врач-физиотерапевт
Ицик Фридман, разработавший
оригинальную методику определения "неверных"
мышечных напряжений, которые
впоследствии могут развиться в
профзаболевание.
В нынешнем году на "Кешет-Эйлон"
приглашен известный французский
собиратель Арман Муфларц, который
привозит свою обширнейшую коллекцию
записей выдающихся скрипачей
двадцатого века (мало кто помнит, что в
нынешнем году празднуется столетие
звукозаписи). Как ни поразительно
собрание Муфларца, в Эйлоне оно
представляет ценность ни само по себе,
но как в некотором роде учебный материал.
- Представьте себе, что у некого
студента возникли сложности, скажем, с
первой фразой концерта Прокофьева, -
говорит Рашковский. - Мы ведем его в
студию Муфларца, где он прослушивает не
менее двадцати исполнений этого опуса,
зачастую - противоречащих друг другу,
понимает, что "единствено правильного"
прочтения нет и быть не может, вконец
запутывается - и тогда вместе с
педагогом начинает искать свой
собственный путь.
В нынешнем году в Эйлон приезжает
также Боб Шерман из США - продюсер
музыкальных передач. Он расскажет
молодым музыкантам о том, как правильно
строить карьеру в ее начальной стадии.
Курс в Эйлоне - это ежедневные
индивидуальные занятия, это открытые
уроки - мастер-классы, это концерты
учеников и преподавателей и наконец -
заключительный гала-концерт, который в
нынешнем году состоится в новом "Гейхаль
ха-Тарбут" в Ришон ле-Ционе - красивом
и уютном зале с превосходной акустикой.
Концерт назначен на 12 августа, и тем, кто
хочет его услышать, советуем уже сейчас
позаботиться о билетах. Каждый год "Кешет-Эйлон"
заказывает для этого концерта сочинение
израильскому композитору; на этот раз
ансамбль скрипачей исполнит новый опус
Йосефа Барданашвили.
***
Но пора представить читателю
педагогов курса. Мы уже говорили о Шломо
Минце, который приезжает, чтобы
позаниматься с наиболее одаренными
студентами, или, как он сам говорит, "выращивать
артистов". Минц поясняет, что на своих
уроках он старается "направить
студентов, показать свет в конце туннеля.
Или, если угодно, объяснить, что есть две
дороги - одна по сухому бережку, вторая,
кружная, через болото. Ни в коем случае -
не давить. Ученик должен сделать выбор
сам".
Он продолжает:
- Почти все студенты, приезжающие на
курс, погружены в свою среду, в самих
себя; они не в силах сами над этим
подняться. Внешние проявления их
проблем увидеть нетрудно, но за всем
этим скрывается мозг, отдающий неверные
команды. Иными словами, дело - в
проблемах внутренних.
У Минца - очаровательная тонкая улыбка,
в нем нет и тени высокомерия: он слишком
крупная для этого фигура.
Рашковский принадлежит к числу
крупнейших европейских педагогов, Анни
Шнарх создала прекрасную
исполнительскую карьеру; оба регулярно
преподают на курсах в Европе и США.
Рашковский замечает, что одна из
особенностей "Кешет-Эйлон"
заключается в том, что многие педагоги в
той или иной степени принадлежат к
русской или советской скрипичной школе,
однако, живя в разных странах мира,
обогатили свое наследие.
Израильский скрипач Хаим Тауб (он
приезжает в Эйлон уже в третий раз) - один
из ведущих педагогов страны,
воспитавший немало талантливых
музыкантов. Вплоть до 1988 года он был
концертмейстером Израильского ФО,
выступал с этим и другим оркестрами в
качестве солиста, а еще раньше играл в
Питтсбургском оркестре, куда попал
после окончания Джульярдской школы; он -
ученик Ивана Галамяна.
Яир Клесс - уроженец Израиля, солист и
камерный музыкант, один из ведущих
европейских педагогов, возглавлявший
струнный факультет в Тель-Авивской
музыкальной Академии им. Рубина, а затем
и саму Академию. Клесс постоянно
участвует в престижных фестивалях и
учебных курсах. Среди его учеников -
множество талантливых скрипачей,
отмеченных призами международных
конкурсов и, между прочим, у Клесса
некогда учился Рашковский. В последние
годы профессор Клесс делит свое время
между Израилем и Европой: он преподает в
университете Граца.
Молодой скрипач Вадим Глузман -
уроженец Украины, в 1990 он приехал в
Израиль и, к слову сказать, был одним из
первых студентов "Кешет-Эйлон".
Среди его педагогов - Дороти Делэй,
Аркадий Фомин, Захар Брон, Яир Клесс.
Сегодня Глузман - скрипач с
международной карьерой. Уже второй раз
он приезжает в кибуц Эйлон в качестве
преподавателя.
Среди почетных гостей курса -
американский скрипач Дональд
Велерштейн, ученик Ивана Галамяна и
Дороти Делэй, выпускник Джуллиарда,
бывший на протяжении двадцати лет
первым скрипачом квартета "Кливленд",
с которым он не раз объехал свет.
Велерштейн - участник важнейших
европейских и американских фестивалей и
курсов, педагог, чьи студенты
становились победителями международных
конкурсов, и сегодня играют в известных
камерных ансамблях и крупных оркестрах.
В третий раз приезжает в Эйлон Эдуард
Грач, профессор Московской
консерватории, солист с прекрасной
карьерой, создатель и руководитель
оркестра "Московия". Грач приезжает
в Эйлон со своей женой, пианисткой
Валентиной Василенко. И она, и Грач, при
всей его знаменитости - теплые
московские люди, к которым, наверное,
очень приятно ходить в гости. Грач
моложав, прост в общении и в то же время
артистичен. "Я люблю выступать", -
говорит он, и это видно: ему присущ некий
удивительный шарм. Как и многие другие
преподаватели, он приезжает со своими
учениками, которые смотрят ему в рот.
Видно по всему, что они очень добротно
выучены. Грач, похоже, не большой
любитель теоретических рассуждений, он -
артист. Он с превеликим почтением
рассказывает о своем учителе - Абраме
Ильиче Ямпольском, о том, как тот был
внимателен к тону ("Абрам Ильич
никогда не говорил "звук", он
говорил "тон", задумчиво вспоминает
Грач), о том, как тот никогда не хвалил
учеников: "чтобы не зазнавались". И
скромно добавляет, что надеется
передать своим ученикам то, что получил
от своего учителя. От курса Эдуард Грач в
восторге, ему очень нравится здешняя
атмосфера, он, человек, что называется,
"душевный", ценит человеческое
тепло и вспоминает, как в прошлом году
каджый ученик получил хоть небольшой, но
подарок, например, баночку меда. "Это
говорит о многом", - замечает он.
Его бывший соотечественник, а ныне -
один из ведущих американских педагогов
Виктор Данченко, с которым Грач не
виделся с 1977 года, когда тот эмигрировал
- совсем другая фигура. Данченко
появился вечером, с сияющей улыбкой
вошел в зал "Сэндвич", где проходил
очередной студенческий концерт;
Рашковский представил его
присутствующим и сказал, что несмотря на
то, что профессор Данченко явился в
Эйлон прямиком из аэропорта, его урок
начнется завтра в девять ноль ноль.
Именно на уроке Данченко ваш
корреспондент впервые осознал, что
именно происходит на этом курсе:
передача ремесла от учителя к ученику.
Вот так, с глазу на глаз, через слово,
через звук, через взгляд. И другого пути,
наверное, нет.
Студентка Данченко играла Третью
сонату Брамса и что-то педагога в ее
исполнении не устраивало. Он сказал лишь
два слова: "Восстать из праха" - и
этого оказалось достаточно, чтобы
девушка заиграла по-иному. Конечно,
этими словами не исчерпывается все
творчество Брамса, но они чрезвычайно
важны для понимания его музыки.
После урока мы говорим с Данченко. У
него ясный ум, отточенная речь. Он не
скромничает, но в его словах нет
похвальбы, скорее это удовлетворенный
рассказ о правильно пройденном пути.
Данченко, как и многие другие, достоин
отдельной статьи. Он - ученик Ойстраха, в
какой-то момент осознавший, что у него -
свой путь. Ценя и любя русскую культуру и,
как выдающийся музыкант, принадлежа к
привилегированной части общества, он
ненавидел советский режим за
бесчеловечность и при перой возможности
уехал с семьей в Канаду. Там, впервые
занявшись преподаванием, он очень
быстро "отметил Торонто на скрипичной
карте страны" - его ученики вдруг
стали занимать места на местных, а затем
и на международных конкурсах.
Параллельно развивалась и его сольная
карьера. Затем последовали приглашения
преподавать на престижных курсах в
Штатах, затем - в "Пибоди", старейшей
американской консерватории, и Данченко
догие годы разрывался между США и
Канадой, по три дня в неделю проводя то в
одной, то в другой стране. И вот - вершина
преподавательской карьеры: приглашение
в подлинную Мекку, институт Кертиса,
созданный "для воспитания великих
музыкантов с выдающейся карьерой",
как было записано в уставе этого
учебного заведения в 1924 году. Он - первый
"русский" принятый в "Кертис"
за последние 70-80 лет. Как сам Данченко
объясняет причины своего успеха?
- Я полагаю, что все дело в присущем мне
умении анализировать, - просто говорит
он. - И я могу не только объяснить, как
нужно сделать, но и показать это. И
последнее. Я - требователен. И если я вижу,
что ученик в состоянии выполнить то, что
я требую, я не оставлю его в покое.
Об атмосфере в "Кешет-Эйлон"
Данченко говорит: - Как в "Кертисе" -
служение совершенству и
доброжелательность. Только в такой
атмосфере можно воспитывать подлинные
таланты.
***
И, наконец, Ида Гендель, легендарная
скрипачка, принадлежащая к числу
выдающихся музыкантов нашей эпохи.
Довольно сказать, что у Жорже Энеску
было два великих ученика - Йегуди
Менухин и Ида Гендель.
Ида Гендель вообще говоря не преподает
- ее это не интересует. Но Шломо Минц,
которого она высоко ценит, пригласил ее -
и она приехала и полюбила курс. Зимой она
выступала на концерте "Кешет-Эйлон"
в Лондоне, а нынешним летом отменила
свои выступления на летних фестивалях -
только ради того, чтобы приехать в Эйлон.
Ее урок - незабываемое впечатление.
Девушка из Москвы играла финал "Чаконы"
Баха и делала это с виртуозностью и
присущей молодому возрасту энергией.
- Вы прекрасно играете, и,
действительно, этот фрагмент часто
играют так, как сыграли вы, - заметила Ида
Гендель. - Но у меня есть иное
истолкование. Мне кажется, что это -
самое смерть. Все прошло. Вот послушайте.
Она взяла в руки инструмент, заиграла...
Глубокий, полный, насыщенный звук -
трудно было поверить, что играет
немолодой человек. Звук сходил на нет,
миниатюрная пожилая женщина печальными
и многознающими глазами неотрывно
смотрела в глаза своей молодой ученице.
- Все кончено, вы слышите? - спросила она.
***
Максим
Рейдер
mcreider@bigfoot.com
|