|
Сокровище,
извлеченное из музея.
Своей постановкой «Спящей
красавицы», которая, несомненно, должна
стать самой пышной, из тех, что видел
современный мир, Кировский балет
перенес нас в волшебную страну. Многие
годы «Спящая красавица» была самым
любимым спектаклем в репертуаре
Королевского балета, но, к сожалению, в
ней нет той зрелищности и устрашающего
великолепия, которое нам показывают
русские. Оригинальную постановку
создавали в 1890 году, не считаясь с
расходами. В ней прославлялся царь, на
сцене отождествлявшийся с Людовиком XIV.
Спектакль
отталкивается от оригинального
оформления и партитуры, зафиксированных
документально, но в советское время
преданных забвению в силу
идеологических установок. Хореография
воссоздана на основе записей, в целости
и невредимости сохранившихся в Америке.
Это «Спящую...» сейчас
можно считать аутентичной, но это не
значит, что все остальные театры должны
отказаться от собственных редакций,
хотя бы потому, что ни у какой другой
труппы нет возможностей Кировского.
Временами на сцене присутствует почти 100
человек, а продолжительность балета
увеличилась до 4 часов.
Тем не менее, мне они не
показались слишком долгими уже потому,
что оркестр театра под управлением
Джанандреа Нозеды великолепно исполнял
знакомую (а также незнакомую) музыку
Чайковского — как будто в первый раз.
В зачитанной сказке
открылось волшебство, как будто картины
великих мастеров прошлого,
освобожденные от вековых наслоений,
вновь обрели яркость красок. Костюмы
невероятно роскошны, но и весьма
правдивы. Они смело индивидуализированы,
словно бы каждый танцовщик выбирал свой
собственный фасон: тяжелый вельвет,
мягкий шифон, цветы, шляпы с плюмажем,
тиары, длинные завитые парики и усы.
Весенний парк и дворцовые интерьеры
приглашают вас подивиться величию мира,
для нас недосягаемого. По сути своей это
отнюдь не история двух влюбленных
молодых людей, но грандиозная живая
картина во славу царствующего монарха.
Принцесса Аврора, как
мы увидели в блестящем, ослепительном
танце молодой Вишневой, - наследница
великой цивилизации. Голубая кровь
течет во всех венах этого зрелища.
Знакомые танцевальные сцены предстают
россыпью драгоценностей в золотой
оправе пантомимы. Фея Сирени, обычно
известная нам как вторая по значимости
балерина, оказывается великодушной
небожительницей в туфлях с каблуками и
тюрнюрном одеянии, царственной
свахой, опекающей династию. И, тем не
менее, Веронике Парт, новой звезде,
засиявшей на балетном небосклоне,
удается тронуть эту величавую роль
восхитительной свежестью.
Еще более трогательной
вышла расширенная роль Короля, отца
Авроры. От эпизода, когда Его Величество
на празднике по случаю дня рождения
Авроры обнаруживает запрещенные
вязальные спицы, обычно остается лишь
видимость происшествия – а здесь это
целая сцена, в которой Владимир
Пономарев красноречиво разрывается
между гневом, который обуревает
встревоженного отца и великодушием,
которого требует его монарший сан.
Сцена охоты, в которой
впервые появляется принц, обрела новый
смысл, в продолжительных придворных
танцах раскрывается эпоха, скованная
собственным благородством. И что за
услада видеть Игоря Зеленского с
длинными, белокурыми локонами и в
тяжелом сюртуке...
Таким образом,
возобновленная постановка столетней
давности оказалось вовсе не архаическим
музейным экспонатом, но актуальным,
осмысленным произведением. Это чудо –
незабываемое.
Исмена
Браун.
©
2000, The Daily Telegraph. Публикация
статьи производится с любезного
разрешения редакции газеты THE DAILY
TELEGRAPH. Перевод Сергея
Конаева.
|