|
Современная русская музыка:
проблемы, направления, представители
Фестиваль русской музыки в университете
штата Айова – событие уникальное по
замыслу и масштабу. В его программу
включены три концерта и множество
лекций, семинаров и мастер-классов.
Тринадцать бывших и нынешних
профессоров Московской Государственной
консерватории им. П. И. Чайковского, а
также ее студентов и недавних
выпускников, станут его активными
участниками. Подобного фестиваля
Московской консерватории еще не
проводилось нигде в мире, включая Россию.
Почему фестиваль ограничивается
привлечением только тех композиторов,
которые связаны с этим учебным
заведением? По двум причинам. Во-первых,
Московская консерватория в течение
многих десятилетий гордо несет марку
одного из лучших музыкальных учебных
заведений в мире. Во-вторых, в связи с
после-перестроечным экономическим
положением в России сложилось так, что
большинство российских известных или
перспективных композиторов переехало в
Москву и оказалось так или иначе
связанными с Московской консерваторией.
Если до перестройки существовали
государственные учреждения, такие, как
Союз композиторов СССР, поддерживающие
государственную идеологию и
субсидирующие по крайней мере
творчество людей, отвечающих критериям
официальной идеологии, то после перестройки государственное
финансирование, значительно урезанное,
осталось только в образовательной сфере
и частично в области публичных
концертов.
Если музыкальная жизнь Москвы и
некоторых других крупных российских
городов более или менее адекватна
музыкальной жизни любого западного
города, то провинциальные города, а тем
более деревни, вообще не имеют
музыкальной жизни как таковой. В
сегодняшней России наблюдается
недостаток основополагающей
инфраструктурной поддержки. Плохие
коммуникации, безобразные дороги (отсутствие
скоростных дорог и зачастую даже
асфальтового покрытия) и дороговизна
передвижения, полное отсутствие
информации (музыкальной прессы и другой
литературы), нередко – отсутствие
электричества и телефонной связи
приводят к невозможности
композиторской работы. Да и в столицах
условия далеко не самые благоприятные.
Например, стоимость обыкновенного
компакт-диска по отношению к зарплате
среднего человека такова, что
приобретение его оказывается сравни
приобретению предметов роскоши. То же
самое касается и всех прочих объектов
музыкального обихода. Во всей России
существует только один радиоканал
классической музыки («Орфей»), да и он
находится в весьма плачевном состоянии.
Как и телевизионный канал «Культура», он
транслируется на очень ограниченное
число городов.
Российские нотные библиотеки России
крайне бедны,
особенно на западные публикации, плохо
систематизированы (даже в библиотеке
Московской консерватории до сих пор не
введена компьютерная база данных) и
почти не выдают материалы читателям
домой. Доступность партитур и записей
новой музыки в России практически равна
нулю.
Но в то же время, интерес
к «новой» музыке, той, которую в прежние
времена не поощряла и запрещала
государственная идеология, значительно
развился именно в перестроечный годы,
когда границы России открылись, и та
музыка, которую невозможно было раньше
услышать, стала небольшими партиями
завозиться из-за рубежа (ноты, записи,
гастроли).
Полтора десятка лет назад в Москве было
только два коллектива, исполняющих
современную музыку: ансамбль ударных
инструментов Марка Пекарского и
ансамбль солистов Большого театра.
Сейчас, помимо этих прославленных
коллективов, существует множество
других: например, ансамбль, названный
именем знаменитой пьесы Джона Кейджа
4’33’’ или относительно молодой
ансамбль “Opus Posth” под управлением
Татьяны Гринденко. Двое из
присутствующих на фестивале
преподавателей Московской
консерватории – С. Савенко и С. Загний –
являются участниками ансамбля «интуитивного
исполнительства» Ad Hoc Group, где
композиторы сами исполняют свою и чужую
музыки. Заметим, что один из трех
концертных залов Московской
консерватории, Рахманиновский, стал
одним из основных центров проведения
музыкальных экспериментов. А самые
яркие русские исполнители и
пропагандисты современной музыки –
исполнитель на ударных Марк Пекарский и
пианист и клавесинист Алексей Любимов –
стали профессорами Московской
консерватории и открыли там кафедры
аутентичного и современного
исполнительства.
В Московской
консерватории существует два ансамбля,
специализирующихся на исполнении
современной музыки: «Студия Новой
Музыки» под управлением Игоря Дронова,
вдохновителем которой является гость
нашего фестиваля профессор Владимир
Тарнопольский, и «Новая студия» под
управлением кларнетиста Александра
Мороговского (его супруга композитор
Ольга Раева – тоже гость фестиваля).
Другие, не-консерваторские, коллективы
также включают множество выпускников
консерватории. Наиболее значительный из
них – ансамбль организации АСМ, к
истории которой мы вернемся позже.
Тем не менее, ни один из
этих ансамблей не в состоянии
заказывать композиторам новые
сочинения и прилично их оплачивать.
Государственное финансирование
композиторов окончательно прекратилось,
а новые регулярные системы их поддержки,
существующие на Западе (гранты,
стипендии, заказы от оркестров, театров
и фестивалей) так и не возникли. Такая
цена заплачена российскими музыкантами
за приобретенную свободу от
идеологических нормативов. В результате
многие музыканты (в первую очередь
оркестранты, но и композиторы тоже) были
вынуждены эмигрировать из России,
главным образом по экономическим
соображениям. Многие из них часто
приезжают на родину и исполняются там, а
многие не стремятся возвратиться.
Вот почему в
нынешнем фестивале принимают участие не
только музыканты, живущие в Москве.
Композитор Николай Корндорф живет и
работает в Ванкувере, Канада; композитор
и органист Леонид Карев – в Париже,
Франция; композитор Альбина Стефану (Стоянова)
– в Нью-Йорке, США. Музыковед Марина
Фролова-Уолкер – профессор
Кембриджского университета,
Великобритания, музыковед Елена Дубинец
живет в Сиэттле, США. Тем ценнее то, что
университет Айовы и Центр Новой музыки
нашел возможность пригласить на
фестиваль значительное число
композиторов из самой Москвы. Среди них
– профессора Московской консерватории Роман Леденев, Владимир
Тарнопольский, Сергей Загний, Владислав Агафонников, Ирина Дубкова,
закончившая консерваторию и
аспирантуру Ольга Раева, аспирант
Дмитрий Рябцев, а также музыковеды
Светлана Савенко и Дмитрий Ухов.
Таким образом, десять
композиторов будут присутствовать при
исполнении своих сочинений и во время
семинаров расскажут о своей музыке. В
трех концертах фестиваля прозвучат
сочинения не только присутствующих, но
также и шести
других композиторов, учившихся или
работавших в Московской консерватории.
Четверо ведущих российских и один
американский музыковеды познакомят
слушателей с современной ситуацией в
русской музыке, с музыкой наиболее
известных ныне живущих русских
композиторов.
Помимо этого, посетители фестиваля
получат возможность ознакомиться с
работой композиторского факультета
Московской консерватории. Его декан,
профессор Владислав Агафонников,
расскажет о работе своего факультета, а
профессор Роман Леденев - о
преподавателях этого факультета.
Профессорами Московской консерватории
были великие русские композиторы – П.
Чайковский, С. Танеев, Н. Мясковский, Д.
Шостакович, Э. Денисов. В ней учились А.
Скрябин, С. Рахманинов, Г. Свиридов. Эти
композиторы внесли в музыку собственно
русское начало. Их музыка с первых же
тактов узнается до сих пор именно как
послание великой северной страны с ее
мощными культурными и фольклорными
традициями. Как современные композиторы
ощущают свою национальность? Что делает
современную русскую музыку русской?
Русская ли это музыка или только музыка
из России? На эти и другие
вопросы ответит музыковед Марина
Фролова-Уолкер .
На
фестивале оказались представлены все
три ныне существующие поколения русских
композиторов: старшее (профессора
Московской консерватории Р. Леденев, В.
Агафонников и Ю. Буцко), среднее (профессора
Московской консерватории Ф. Караев, В.
Тарнопольский, С. Загний, М. Коллонтай, И.
Дубкова, а также А. Вустин, Н. Корндорф, А.
Головин и В. Николаев) и младшее (А.
Стефану, О. Раева, Л. Карев и аспирант
консерватории Д. Рябцев).
Важнейшей особенностью фестиваля
является то, что в лекциях и концертах
будут представлены практически все
существующие в русской музыке стилевые
и технические направления.
Главное из них связано с
именем лидера российского авангарда,
безвременно ушедшего в 1996 году Эдисона
Денисова, профессора Московской
консерватории. Он выступил инициатором
создания организации композиторов,
названной Ассоциацией Современной
Музыки (АСМ). Ассоциация позаимствовала
свое название от наименования группы
русских композиторов 20-х годов, в
которую входили наиболее известные
композиторы того времени – Н. Рославец,
А. Мосолов, Д. Шостакович и Н. Мясковский.
Эта группа была разогнана сталинистами
в начале 30-х годов. Почти все члены АСМ-2
стали наиболее выдающимися русскими
композиторами среднего поколения. Двое
из них присутствуют на фестивале (Н.
Корндорф и В. Тарнопольский) и музыка еще
двоих композиторов (Ф. Караева и А.
Вустина) будет звучать в концертах.
Все
эти композиторы прошли через пост-модернистские
разностилевые поиски и потом вышли на
свои собственные пути. Поэтому АСМ уже
практически мертва ныне как организация,
но многие ее члены по-прежнему
представляют важнейшую область
современность русской музыки (германо-ориентированный
структурализм, постмодернизм и
авангардизм в целом). Ведущий русский
специалист по проблемам авангарда и
современной музыки Светлана Савенко
прочитает в рамках фестиваля лекцию об
особенностях этого направления.
Традиционализм
– и по сей день одно из самых
количественно представительных течений
русской музыки - развивается на основе
использования в композиторском
творчестве академической
композиторской техники и фольклора. В
годы советской власти это была едва ли
не единственная область творчества,
поддерживаемая государством. К ней так
или иначе обращались все известные
русские композиторы советского периода.
В наше время интерес к этому течению не
иссяк, и его представителями на
фестивале является В. Агафонников
и И.
Дубкова.
«Русское» начало сильно в музыке
композиторов, связавших свой творческий
путь с традициями русской православной
церкви. Несмотря на различие в
творческих методах, они объединены
одной духовной тенденцией: картина
современного мира видится им сквозь
призму философского созерцания.
Православие развивалось собственным
путем, отличным от католического.
Восточная традиция предполагает
длительное развертывание и
комбинирование того, что было найдено в
период становления веры, без каких-либо
кардинальных изменений. В последней
четверти ХХ века, после запретов и
гонений, традиции русского церковного
пения были адаптированы некоторыми
русскими композиторами, включая Ю. Буцко,
М. Коллонтая, Л. Карева и А. Головина. Их
органная музыка будет исполнена в
воскресном утреннем концерте
замечательным органистом и
композитором Л. Каревым. Перед концертом
музыковед Елена Дубинец расскажет о
принципах русской религиозной музыки.
В
том же концерте, как и в еще одном,
прозвучат пьесы Романа Леденева, чье
творчество стоит особняком в истории
современной русской музыки. Композитора
можно назвать и нео-романтиком, и
традиционалистом, и даже отчасти
минималистом. Овладев додекафонной
техникой, он перешел к диатонической «новой
простоте», также используя русские
фольклорные элементы. Один из самых
молодых последователей «новой простоты»
– Дмитрий Рябцев, чья новая пьеса
(“Berceuse”) была специально
заказана для исполнения на нынешнем
фестивале. Как и Леденев, Рябцев
добивается простых, но адекватных
задаче решений, нечасто прибегая к
примитивизму минималистических приемов,
но и не перенасыщая ткань.
Минимализм
внедрился в музыкальную жизнь России
поздно, четверть века спустя после
своего стремительного расцвета в
Америке. Добавив к своей истории
несколько типичных репетитивных
образчиков, минимализм преобразился,
вобрав в себя традиционные русские
качества – глубину высказывания и
концептуальность проблематики. В своей
лекции Е. Дубинец расскажет о русском
минимализме и об основных его
представителях, выпускниках Московской
консерватории (В. Мартынове, С. Загнии, А.
Батагове, П. Карманове). После этого
состоится презентация одного из
наиболее оригинальных его
последователей, композитора Н.
Корндорфа.
С
русским экспериментализмом и всем, что
связано с неакадемической средой (multi-media,
хэппенинги, джаз, инструментальный
театр), слушателей познакомит
замечательный российский музыкальный
критик и радио-комментатор Дмитрий Ухов,
блестящий знаток современной музыки во
всех ее проявлениях, а также продюсер
Московского фестиваля современной
музыки «Альтернатива». Затем один из
наиболее экстремальных российских
эксперименталистов композитор Сергей
Загний, лауреат премии имени Д. Кейджа,
расскажет о своем творческом методе.
Последнее
направление, которое будет представлено
на фестивале – это электроакустическая
музыка. Развитие мировой
электроакустики в серьезных масштабах
началось именно в России, когда в начале
двадцатых годов ХХ века знаменитый
физик-изобретатель Лев Термен
продемонстрировал опыты создания
первого значительного электронного
музыкального инструмента – терменвокса.
Довольно скоро этот инструмент
распространился по всему миру. В четверг,
в качестве предисловия к истории
электронной музыки и ее
геополитическому контексту, будет
показан документальный фильм «Термен –
электронный Одиссей», после которого
директор студий электронной музыки
университета Айовы Лоуренс Фриттс
продемонстрирует работу терменвокса.
Американский музыковед Лу Пайн (выпускник
университета штата Айова) расскажет на
фестивале о человеке, создавшем теорию и
историю терменвокса – сотруднике и
летописце Термена, русском композиторе
и педагоге Иосифе Шиллингере,
разработавшем в США собственную систему
и школу композиции (в числе его учеников
был Д. Гершвин). В продолжение этого
доклада, Дмитрий Ухов расскажет о
развитии электроакустической музыки в
сегодняшней России – о деятельности
Термен-центра электро-акустической
музыки при Московской консерватории, о
классе игры на терменвоксе в Московской
консерватории, который ведет племянница
Л. Термена Лидия Кавина, и о других
российских явлениях этого направления.
В одном из концертов фестиваля
прозвучит в аудиозаписи пьеса Владимира
Николаева «Улари Удила» для ансамбля
русской народной песни Дмитрия
Покровского с использованием
магнитофонной пленки, а также
электроакустическая композиция Альбины
Стефану.
Фестиваль
русской современной музыки дает редкую
возможность любителям музыки штата
Айова познакомиться с современным
состоянием русской культуры, одной из
наиболее значительных музыкальных
цивилизаций мира.
Елена
Дубинец
sdub@iname.com
|