Назад

Главная страница

 

 
"KREMER ata BALTICA": тяжелый вечер

20 октября, в рамках фестиваля NORD WEST, в Большом зале Московской консерватории прошел концерт камерного оркестра "KREMER ata BALTICA", руководимого знаменитым скрипачом Гидоном Кремером. В первом отделении концерта прозвучали произведения Франца Шуберта и Феликса Мендельсона, во втором исполнялась музыка современных прибалтийских композиторов. Дирижировал известный литовский дирижер Саулюс Сондецкис.

    На прошедшем концерте московским слушателям впервые была предоставлена возможность услышать игру оркестра, недавно организованного Гидоном Кремером. Как сказал скрипач в одном из своих интервью, работать с коллективом ему помогает Саулюс Сондецкис, поэтому появление на сцене этого дирижера во втором отделении концерта (в первом Кремер солировал и дирижировал одновременно), тем более в контексте фестиваля стран Балтии, не выглядело неожиданным.
    В целом хотелось бы отметить исключительно высокий уровень игры "Кремераты". Несмотря на молодость оркестрантов и на то, что коллектив только начинает свою концертную деятельность, сыгранность оркестра и вовсе не формальное (как это часто бывает) отношение к фразировке и динамике оставили исключительно хорошее впечатление. Очень неплохо был выстроен и баланс звучания, а отношение к солисту во время исполнения было прямо-таки трепетное. Все это, по-видимому, явилось результатом как чрезвычайно профессионального подхода оркестрантов к игре, так и большой работы, проведенной с оркестром Кремером и Сондецкисом до начала публичных выступлений (и наверняка продолжающейся до сих пор). Хочется верить, что в дальнейшем коллектив не потеряет отчетливо проявившегося стремления к "рафинированности" исполнения, и вдобавок приобретет новые, индивидуальные, качества звучания, которые позволят однозначно выделить "KREMER ata BALTICA" среди других хороших камерных оркестров.
    С точки зрения логики программа концерта была составлена безупречно. В первом отделении царили композиторы-романтики: были исполнены Пять менуэтов и шесть трио для струнного оркестра Шуберта и Концерт для скрипки с оркестром ре минор Мендельсона. Чуть забегая вперед, отметим, что наиболее приятное впечатление из всей программы концерта произвел именно Шуберт: замечательная музыка и вполне адекватное исполнение дали залу тот заряд бодрости, на котором и было благополучно прослушано все остальное. Что касается скрипичного концерта Мендельсона, то, в отличие от всем известного ми минорного концерта, эта музыка была написана композитором явно не в порыве вдохновения. Зато явилась очень неплохой прелюдией
ко второму отделению концерта. Однако об этом позже.
    Шубертовский опус исполняется не в пример чаще Концерта Мендельсона, однако не настолько часто, чтобы успеть "навязнуть в ушах". Одним из вариантов исполнения этих одиннадцати пьес является следующий: часть каждого менуэта или трио (обычно начало и конец) исполняет весь оркестр, а часть - квартет солистов. При этом в "квартетных" эпизодах практически весь тематический материал отдан первой скрипке. Конечно, оркестром Кремера был избран именно этот вариант.
    Все то хорошее, что было сказано в отношении "Кремераты" во вступительной части рецензии, может в полной мере быть отнесено к исполнению Шуберта. Правда, Гидон Кремер, исполнявший партию скрипки
-principale (солирующей), все время слегка перебарщивал, видимо, забыв о том, что пьесы не вполне сольные, а как раз требующие большей ансамблевой чуткости. В результате, даже в tutti часто было слышно характерное звучание скрипки Кремера, совершенно зря выделяющееся из общего звучания оркестра. В "квартетных" эпизодах скрипач прекрасно вел партнеров, но, опять же, в несколько неуместной "сольной" манере. За вычетом этой небольшой детали Шуберт был исполнен очень хорошо, в чем в первую очередь видится заслуга оркестра. Абсолютная продуманность концепции каждой пьесы и всего цикла в целом вкупе с замечательной четкостью динамики и штрихов позволяют считать это исполнение значительным достижением коллектива.
    Скрипичный концерт Мендельсона ре минор исполняется достаточно редко, что вполне объяснимо: не представляя, по всей видимости, серьезных инструментальных сложностей для скрипача с более или менее приличной технической подготовкой (то есть не позволяя скрипачу-виртуозу в полной мере продемонстрировать свои достоинства), с музыкальной точки зрения концерт также не слишком интересен за отсутствием яркого тематического материала (до некоторой степени исключение составляет третья часть). Одним словом концерт явно относится к категории музыкальных произведений, кем-то довольно точно определенной как "вода".
    Гидону Кремеру трудно отказать в технической мощи, так что с
инструментальной точки зрения концерт был сыгран фактически безупречно. Но, к сожалению, даже Кремеру не удалось скрыть печальную бедность музыкального материала. Таким образом, исполнение концерта произвело двойственное впечатление: с одной стороны, прекрасный инструментализм исполнителя не мог не восхитить, с другой - осталось неясным, с какой стати такому сильному скрипачу, как Кремер, понадобилось играть настолько слабую музыку. Этот вопрос занимал умы слушателей на протяжении всего антракта, пропав сам собой во втором отделении.
    Как уже было отмечено, вторая половина концерта была посвящена творчеству современных композиторов прибалтийский стран. Определение "современный", правда, не вполне подходит для М.Чюрлениса (1875-1911), однако остальные три автора (Б.Кутавичюс, Е.Тююр и П.Васкс) ныне здравствуют и ведут активную творческую жизнь, что в полной мере ощутили на себе слушатели. За Вариациями на тему литовских народных песен
Чюрлениса последовали Дзукайские вариации Кутавичуса, Passio для струнного оркестра Тююра и "Дальний свет" - Концерт для скрипки с оркестром Васкса.
    Произведение Чюрлениса было встречено публикой несколько настороженно, хотя и достаточно дружелюбно. А вот все остальное наверняка заставило многих вздохнуть о жидковатой, но в сущности вполне милой и безобидной музыке Мендельсона из первого отделения.
    Вряд ли стоит подробно останавливаться на произведениях, составивших второе отделение. Помимо всего прочего, музыку такого рода чрезвычайно сложно описать вообще, а отсутствие изобретательности у авторов,
чьи имена были упомянуты выше, делают их произведения неинтересными и с познавательно-развлекательных позиций тоже. Скрипичный концерт Васкса не представлял из себя ничего, кроме хаотичного и чрезвычайно затянутого по времени нагромождения пассажей, двойных нот и т.п. Кроме того, смысл названия произведения так и остался тайной для большинства слушателей на этом концерте. В целом можно точно сказать, что музыка композиторов стран Балтии произвела на московского слушателя достаточно сильное впечатление, но вряд ли именно такое, на какое рассчитывали авторы.
    Абстрагируясь от
качества исполняемых произведений, в конце этой небольшой рецензии стоит еще раз воздать должное оркестру. Несмотря на то, что во многих случаях нотный текст, вероятно, был сложен, запутан, музыканты с неизменной тщательностью заставляли звучать партитуру, делая это очень качественно и профессионально. И дело даже не в том, звучал в тот или иной момент Шуберт или Васкс. Представляется, что одной из главных целей этого вечера было не столько оказать услугу современным прибалтийским композиторам, сколько представить новый оркестр, причем представить как сильный и профессиональный коллектив, способный справиться с произведением любой сложности, не потеряв при этом ни грамма качества. Если это так, то Гидона Кремера, Саулюса Сондецкиса и всех оркестрантов вполне можно поздравить с успехом и пожелать "KREMER ata BALTICA" дальнейшего совершенствования. А также нового концерта в Москве с более традиционной программой.

Борис Лифановский ( boris@lifanovsky.com )



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.