|
Игра не окончена.
Российские музыканты
вернулись на родину
В Москве уже в четвертый раз
прошел фестиваль "Возвращение",
который организуют молодые выпускники
московских музыкальных вузов, теперь
учащиеся и работающие за границей. В
заключение фестиваля прозвучало
сочинение молодого композитора Артема
Васильева "Игра окончена",
встреченное визгом и овациями.
Как замечено многими,
типовое произведение, написанное
серьезным современным композитором,
заканчивается мрачным уходом в никуда
или в лучшем случае затухающими
конвульсиями. Заказывая произведение
Артему Васильеву, фестивальное
руководство решило застраховаться от
подобного финала и обязало автора
закончить опус музыкой громкой,
ритмичной и оптимистичной. Автор
справился с задачей, музыканты
справились с исполнением, а весь
Рахманиновский зал консерватории
настолько воодушевился новым для
актуального искусства поворотом дел,
что даже заставил исполнителей сыграть
последний фрагмент опуса на бис. Артем
Васильев проснулся знаменитым.
Вообще-то жизнь участников
фестиваля трудна и драматична. Они
учатся за границей, потому что там
теперь преподают лучшие русские
педагоги. Некоторые из них вышли на
большую профессиональную сцену,
некоторые еще нет. Все они талантливы и
обладают высоким классом, но найти
свободное место на мировом рынке
нелегко; пропасть никто не пропадет, но
перспективы довольно туманны. Однако
оптимизма и бодрости у них хоть отбавляй;
и каждый январь, когда они слетаются в
Москву, чтобы поиграть на фестивале "Возвращение",
они еще более заряжают бодростью и себя,
и слушателей.
За четыре года фестиваль "Возвращение"
приобрел марку; круг его почитателей
расширяется. Теперь возможностей
маленького зала в родной школе -
Гнесинке-десятилетке уже не хватает, и
все четыре концерта фестиваля
проводятся в Рахманиновском зале
консерватории. Круг участников тоже
расширяется: во-первых, к "возвращенцам"
добавляется все больше москвичей,
никуда не уезжавших, во-вторых, вместе с
"возвращенцами" начинают прилетать
их однокашники - например, японцы и
корейцы, учащиеся в Германии у Захара
Брона или Давида Герингаса. Следует
добавить, что и те и эти участвуют в
фестивале из чистого энтузиазма -
гонораров никаких принципиально нет.
Программы тоже далеки от
банальности. Одна из них называется "Корни"
- оказывается, о корнях, будь они русские-еврейские,
армянские или балтийские, музыканты
помнят. В программе "Романтическая
музыка" из романтиков значится один
Шуберт, зато показано, как бьется за
жизнь романтизм в XX веке руками Берга,
Хиндемита и Денисова. В программе "Влияния"
соседствуют Мусоргский и Равель,
Прокофьев и Пуленк, Стравинский и
Десятников. В программе "Концерт по
заявкам" находится место и Телеману, и
Макмиллану: музыканты чувствуют себя
свободно в диапазоне от барокко до
постмодернизма.
Большинство постоянных
участников фестиваля уже стали
традиционными московскими январскими
знаменитостями - это Роман Минц и
Дмитрий Булгаков (идеологи и
руководители), Кристина Блаумане, Борис
Андрианов, Екатерина Апекишева, Борис
Бровцын, которым нимало не уступают их
постоянно живущие в Москве коллеги -
Ксения Башмет (ей отдельное спасибо за
фортепианную партию в Секстете Пуленка),
Юлия Корпачева, Тимур Якубов, Геннадий
Вал и другие.
Оценив присутствие в
программах Бриттена и Пуленка,
фестиваль стали поддерживать
Британский совет и Французский
культурный центр. Организован фонд "Возвращение".
Становится даже не по себе - ведь
участники будут неминуемо взрослеть,
бюрократия - разрастаться, престиж -
расти, мафиозность - крепиться.
Но пока молодые
организаторы не устают благодарить в
буклете многочисленных энтузиастов, в
том числе неких Сибизднябышева и Скунца
(искать названных добродеятелей в
реальности бесполезно), а это говорит о
том, что главное - то есть чувство юмора -
еще не потеряно.
Петр Поспелов
arco@cityline.ru
©
"Известия",
15.01.2001 г.
|