Назад

Главная страница

 

 
Концерт студентов класса Н.Н.Шаховской в Овальном зале Антрепризы МСМ
29 апреля 1997

    Давно замечено, что так называемое "общественное мнение" вообще и музыкальное в частности отличается удивительной инертностью. Однажды зарекомендовав себя хорошо музыкант может на удивление долго оставаться "на плаву" только за счет этой самой инертности слушателей и критики. На такие размышления наводят несколько прошедших недавно подряд классных вечеров консерваторской профессуры. Хочется рассказать об одном из них, стоящим особняком и во многом не похожем на прочие. Речь идет о прошедшем 29 марта в Овальном зале МСМ (Герцена, 46) концерте учеников класса Натальи Николаевны Шаховской. Чем же показался интересен этот концерт?
    Начать с того, что на самом деле Н.Н.Шаховская уже больше года как не является профессором МГК. В середине прошлого учебного года на виолончельной кафедре разгорелся серьезный конфликт, результатом которого стали уход Шаховской и последовавший полный развал кафедры (что, впрочем, не находится в противоречии с общим состоянием дел внутри Московской консерватории). В настоящее время Наталья Николаевна преподает в московском Музыкальном колледже им. Ипполитова-Иванова и является почасовиком в МГК (не посчитав возможным бросить своих консерваторских студентов). Интересно, что на описываемом концерте не был представлен ни один студент Шаховской из Ипполитовки, что действительно позволяет говорить об этом вечере, как о концерте именно класса профессора Московской консерватории.
    Правда, концерт не являлся и классным вечером в традиционном понимании, т.к. сольные произведения не исполнялись - только дуэты (две виолончели) и более крупные ансамбли. Привлек внимание и тот факт, что, в числе исполнителей (за малым исключением) были только старшие студенты, аспиранты, или даже те, кто уже закончил консерваторию.
    Вечер начался с довольно вальяжного вступительного слова арт-директора МСМ г-на Гориболя, впрочем, встретившего полное понимание у публики. Собственно музыка началась с исполнения сонаты Генделя для двух виолончелей и клавира "семейным" дуэтом в составе Н.Шаховской и О.Галочкиной (ученицы и дочери профессора), которому аккомпанировала Г.Брыкина. Оставив за скобками восторженную реакцию зала, следует отметить удивительное и чрезвычайно обидное несоответствие качества представленного с качеством ожидаемым. Здесь как раз и приходят на ум мысли о том, что ореол, окружающий музыканта, не всегда соответствует реальному положению дел. Привычно думать о Шаховской как о хорошем педагоге и музыканте. О результатах ее педагогической деятельности речь впереди, что же касается собственно исполнения Генделя, то в основном поразили две вещи: во-первых, странно некрасивый звук, во-вторых, просто феноменальное невнимание к музыкальным фразам. При том, что трактовка явно предполагала быть традиционной (не станем сейчас затевать дискуссию об аутентичной манере исполнения - тем более, что Шаховскую трудно заподозрить в симпатиях к этому направлению в современном исполнительстве), создалось полное впечатление того, что исполнителям просто-напросто изменил вкус. Прекрасно, когда музыкант ищет в звучании различные краски, но если такие поиски приводят к неоднократному изменению уровня звука на протяжении одной-единственной ноты (а нот в произведении ой как много) - у слушателя могут начаться проблемы с выявлением непосредственно мелодии из общего колеблющегося звукового потока. Ольга Галочкина, в общем, держалась на уровне своего профессора, поэтому то, что было сказано о Шаховской, вполне может быть отнесено и на ее счет (за исключением, может быть, уверенного взгляда). Одним словом, соната Генделя, к сожалению, произвела достаточно странное впечатление, хотя профессионализма этим исполнителям было не занимать.
    Далее на сцену вышли Николай Солонович (кроме всего прочего - третья виолончель оркестра "Солисты Москвы" п\у Ю.Башмета. Забегая вперед - в этом концерте принял участие и еще один "башметовец": Алексей Найденов) и Пауль Суссь. В их исполнении прозвучала Соната для двух виолончелей соло Л.Боккерини. Откровенно говоря, этот дуэт произвел гораздо более яркое впечатление, чем предыдущий. Н.Солонович продемонстрировал очень приятное звучание; вообще, создалось впечатление, что Суссь был несколько задавлен своим партнером, потому что инициативу в основном проявлял Солонович. Но в целом, повторюсь, Солонович и Суссь (и Боккерини!), пожалуй, самое яркое впечатление этого вечера. После их выступления другие исполнители уже должны были "дотягивать" до утвержденной планки.
    Первыми это попытались сделать Денис Шаповалов и Екатерина Соколова. Они выбрали для выступления малоизвестный Дуэт для двух виолончелей соло Ж.Оффенбаха (1 и 3 части), на поверку оказавшийся довольно симпатичной музыкой, правда, не лишенной некоторой манерности. Хотя вполне возможно, что такое ощущение создал Д.Шаповалов, который явно старался акцентировать эту сторону произведения. Однако, когда делаются попытки сделать исполнение "салонным", существует большая опасность того, что при малейшем пережиме "салонность" трансформируется в вульгарность. С описываемым исполнителем такого не произошло, хотя он постоянно балансировал на этой грани, и это вносило некоторый элемент дискомфорта для слушателя. Что касается партнера Шаповалова, Е.Соколовой, она явно чувствовала себя на сцене менее раскованно, в связи с чем проявилась определенная разобщенность ансамбля. В конечном итоге такое несоответствие трактовок двух равноправных музыкантов ансамбля привело к "смазанности" общего впечатления.
    В первом отделении также прозвучала Соната для двух виолончелей соло Ж.Барьера. Эту достаточно виртуозную музыку исполнили Алексей Найденов и уже известный нам Н.Солонович. Не вдаваясь более в подробности исполнения, хотелось бы отметить лишь следующий любопытный факт: будучи на этом концерте явно слабее Солоновича (и как инструменталист, и как музыкант), Найденов, тем не менее, играл первый голос (и не забудем, что он также является концертмейстером "Солистов Москвы"). Остается заключить, что в этот вечер Алексей был не в лучшей своей форме, что очень обидно.
    К сожалению, во втором отделении концерта наметившаяся тенденция к ухудшению качества исполнения от начала к концу приняла необратимый характер. Исполненные Олегом Ведерниковым и Денисом Шаповаловым Два каприччоса для двух виолончелей соло молодого современного композитора Валерии Бесединой были весьма благосклонно приняты публикой, и не зря. Музыка действительно была интересной, и остается только надеяться, что она не будет забыта и другими виолончелистами. К несчастью, видимо, известное убеждение в том, что современная музыка не требует той же тщательности от исполнителя, что и произведения "старых мастеров", остановило виолончелистов от слишком усердных занятий. Результатом явились неоправданно большое количество фальшивых нот и довольно неповоротливый ансамбль. Кстати сказать, сильно концентрированная фальшь отличала все второе отделение, что, вообще говоря, понятно, так как в нем выступали более крупные ансамбли. Другое дело, что возникает вопрос о том, зачем было брать эти произведения, если все равно не было времени сделать их как следовало бы. "Легенда и танец" для четырех виолончелей Й.Ионгена подготовили слушателей к восприятию двух исключительно известных произведений Э.Вилла-Лобоса: Прелюдии из "Бразильской бахианы" №1 и Арии из "Бразильской бахианы" №5. В последней пьесе Н.Шаховская и семеро ее студентов выступали вместе с певицей Яной Иваниловой. Кроме того, были исполнены несколько бисов, из которых больше всего поразило воображение Adagio Ф.Шуберта, сыгранное восемью виолончелями в унисон.
    Возможно, не стоило бы так строго оценивать последние ансамбли, если бы не имя человека, которым был освящен весь концерт. Нельзя не согласиться с тем, что Н.Шаховская до сих пор остается одним из лучших педагогов, и что в ее классе достаточно сильных виолончелистов. Также остается правдой и то, что она способна не просто научить своих студентов держать виолончель в руках, но думать самостоятельно. Может быть, какие-то идеи ее учеников не вполне правильны, зато всегда интересны, кроме того, хорошо что они вообще есть. Однако то, что конец рецензируемого концерта был сильно подпорчен наскоро слепленными пьесами для крупного ансамбля, не позволило вечеру стать настоящей "демонстрацией силы" класса Шаховской.
    И последнее, что хотелось бы отметить. Критика возможна в адрес любого исполнителя и педагога, однако все познается в сравнении. После прошедшего концерта можно с уверенностью сказать, что в настоящее время наиболее сильными виолончелистами Московской консерватории являются именно студенты класса Натальи Николаевны Шаховской, и вызывает большое удивление тот факт, что педагог такого уровня оказывается не нужен МГК. Это в то время, когда все независимые наблюдатели в один голос говорят о том, что еще год-два и Московская консерватория окончательно перестанет быть престижным учебным заведением. Впрочем, это Консерватории плохо без Шаховской, Шаховская же прошедшим концертом продемонстрировала, что остается самой собой и без МГК.

Борис Лифановский ( boris@lifanovsky.com )



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.