Назад

Главная страница

 

 
Игра без правил

    29 мая в Большом зале Московской консерватории прошел концерт Российского Национального оркестра под управлением Михаила Плетнева. Солировал знаменитый виолончелист Миша Майский, за дирижерским пультом стоял не менее знаменитый главный дирижер Мариинской оперы Валерий Гергиев. Прозвучали ария Ленского из оперы П.И.Чайковского "Евгений Онегин" (в переложении для виолончели с оркестром М.Майского), Первый концерт для виолончели с оркестром Д.Шостаковича и Третья ("Героическая") симфония Л.Бетховена. Этот концерт закрывал масштабный фестиваль, проходивший в сезоне 1996/1997 во многих городах России, "Д.Шостакович и мировая музыкальная культура", приуроченный к 90-летию со дня рождения великого композитора.
    Внимание слушателей на этом концерте в первую очередь было приковано конечно к солисту. Миша Майский известен своим нетрадиционным подходом к исполняемым произведениям, мнение, которое было только подтверждено прошедшим концертом. Известный российский виолончелист Кирилл Родин в интервью корреспонденту ММВ заметил, что на концерт Майского следует идти "только заранее принимая его правила игры". И действительно, в стремлении сломать все существующие правила и каноны Миша Майский заходит, подчас, настолько далеко, что слушателю становится не по себе, во всяком случае в результате проигрывает только музыка, становясь жертвой не в меру амбициозного исполнителя.
    РНО показал себя в этот вечер достаточно хорошо, чувствовалось, что маэстро Гергиев гораздо лучше работает с оркестром, чем это умеет делать главный дирижер коллектива. Главным образом это относится к аккомпанементу, в котором Гергиев и РНО совершали героические подвиги, стремясь не отстать от вечно спешащего Майского. В симфонии Бетховена напряжение несколько ослабло, что не преминуло сказаться на результате. Не исключено, что стремление солиста к новизне звучания сказалось и на оркестре, по крайней мере отдельные такты симфонии слушались исключительно свежо.
    Нельзя сказать, что виолончелист не был воспринят московской публикой. Скорее наоборот. Однако любой мало-мальски честный и серьезный аналитик вряд ли смог бы назвать исполнение Миши Майского безупречным. Вне всякой критики во всем, что касается технической мощи, он становится уязвим тогда, когда дело касается музыки. Майский действительно не признает никаких правил, что делает его игру несколько хаотичной. Хотя, в конечном итоге, любая трактовка музыкального произведения имеет право на существование и только время может выделить нечто по-настоящему интересное. Так что нам остается только ждать и ходить на концерты.

Борис Лифановский ( boris@lifanovsky.com  )



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.