Назад

Главная страница

 


Концерт Эдуарда Грача и его студентов в БЗК 31 марта 1997

    Недавно мне в руки попал буклет Эдуарда Грача, в котором, кроме общих слов о нем, были напечатаны еще и цитаты тридцатилетней давности. Не удержусь и приведу одну из них:

    "Это была тонкая, технически совершенная, музыкальная, с глубоким пониманием стиля великая игра на скрипке, какую в наше время можно услышать у Натана Мильштейна и Исаака Стерна, Иегуди Менухина и Давида Ойстраха, стоящих на вершине современного скрипичного искусства"

"Политика" Б.Драгутинович, Белград, 1962 г.

    Больше того, во время чтения этого буклета я слушал запись 1961 г., выпущенную фирмой Русский Компакт Диск в серии "Таланты России" - Э.Грач исполнял концерт И.Брамса (дирижировал Кирилл Кондрашин). Конечно, автор приведенной цитаты несколько перехвалил музыканта, но факт остается фактом: запись очень добротная, Брамс не пострадал совершенно, и многие наверняка были бы очень рады иметь эту запись в своей фонотеке. Тем интереснее было увидеть, что же представляет из себя Э.Грач сегодня.
    Заявленная программа концерта выглядела исключительно вызывающе. Посудите сами: 3 сонаты Н.Паганини для скрипки с гитарой, 24 каприса Паганини для скрипки соло (исполнители - студенты Грача), а также премьера произведения: Паганини-Кривицкий - "Движение к вечности" для 24 солирующих скрипок в сопровождении фортепиано. Кроме того, на бис был сыгран "Венецианский карнавал" Паганини, причем весьма оригинально: 24 скрипача стояли на сцене и по очереди исполняли кусочки произведения под аккомпанемент опять-таки гитары. Теперь несколько подробнее.
    Сонаты Паганини исполнял сам маэстро, на гитаре ему аккомпанировал известный гитарист Андрей Гарин. Если кто-то плохо представляет себе эти сонаты, я поясню: это маленькие (минут по пять каждая) пьески, в которых гитара только поддерживает тональность аккордовыми последовательностями, зато скрипачу предоставлена прекрасная возможность блеснуть своей виртуозностью (если она у него есть, разумеется).
    С первых тактов стало понятно, что Грач виртуозностью "не страдает". Фактически он допустил все промахи, какие только было возможно. Каждый пассаж игрался исключительно невнятно, создавалось впечатление, что исполнитель "едет" по струне одним пальцем. Интонация плыла постоянно, чистые ноты попадались крайне редко. Знающие люди утверждают, что запись Брамса, о которой я говорил в начале, была сделана на той же скрипке, на которой исполнялся Паганини в тот вечер. Верится с трудом. Упомянутые произведения не слишком изобилуют кантиленой, но в редкие моменты ее появления скрипка звучала фантастически некрасиво. Наконец, это исполнение было чуть ли не самым дурновкусным из всех, которые я слышал в БЗК в последнее время. Изобилие глиссов, потрясающе неровный звук, постоянно меняющийся темп - это было просто пособие по плохой игре на скрипке. Что самое интересное, в то время как зал, замерев, следил за происходящим на сцене безобразием, сам скрипач вел себя так, как будто его исполнение являло собой образец совершенства. Все это было похоже на фарс.
    По некоторым причинам мне приходилось бывать и на предыдущих концертах Э.Грача, и не только в БЗК. Со всей ответственностью заявляю: то, что было предъявлено слушателям в этот вечер - не случайность, это система. Мало того, ведь Э.Грач имеет свой собственный ежегодный абонемент в БЗК - "Играет и дирижирует Эдуард Грач". Нелишним будет вспомнить, что на этой же сцене в свое время выступали Исаак Стерн, Наталья Гутман, Квартет имени Бородина и т.д. Теперь же концерты действительно великих мастеров в БЗК становятся большой редкостью, зато там все чаще играет, например, тот же Грач. Если так пойдет и дальше, то из одной из престижнейших сцен мира (каковой он считался до последнего времени) Большой зал превратится в сельский клуб, с соответствующим уровнем исполнителей и репертуарным размахом. Впрочем, мы отвлеклись.
    После того как Э.Грач показал себя, как солист, слушателям была предоставлена возможность оценить его в качестве педагога. Как уже было сказано, в этом концерте 24 каприса Паганини были исполнены учениками и студентами маэстро. Вообще говоря, не каждый студент может похвалиться педагогом, который предложит ему выступить в Большом зале консерватории, так что с этой точки зрения профессор Грач достоин всяческих похвал. Как и его студенты, для которых этот концерт был, конечно, серьезным испытанием, и можно сказать, что они с ним справились. То есть показали игру достаточно крепкую, хоть и не лишенную некоторых недостатков.
    В рамках этой рецензии я не имею ни возможности, ни, по правде говоря, желания разбирать исполнение каждого каприса. В целом хотелось бы отметить удивительно низкий уровень чисто музыкальных запросов исполнителей. Каприсы Паганини - это достаточно сложные технически пьесы, которые представляют серьезные трудности даже для маститых скрипачей. Поэтому странно было бы ждать от сравнительно молодых музыкантов технически безупречной игры. С другой стороны, можно было предположить, что если студенты вряд ли смогут представить технически совершенное исполнение, то уж наверняка будут видны попытки как-то расцветить эти пьесы музыкально. Однако этого не случилось. Некоторые исполнители приятно удивили теми или иными своими качествами (например, красивым звуком), но в общем наблюдалось настойчивое желание сыграть все ноты (которому не дано было осуществиться ни у кого), не заботясь даже минимально о каком-то эмоциональном наполнении музыки (что, кстати, могло бы несколько отвлечь слушателя от подсчета технических огрехов).
    При оценке игры студентов, разумеется, нельзя не делать скидку на то давление, которое на них оказывала сцена БЗК. Однако, среди них присутствовали и уже достаточно опытные исполнители, солисты Московской филармонии, лауреаты не одного международного конкурса (включая Конкурс им. П.И.Чайковского!). Вместе с тем игра этих "избранных" не намного отличалась от игры их "нетитулованных" коллег. Это, кстати сказать, наводит на размышления более общего характера, например о том, чего сегодня стоит быть "солистом филармонии", или кому присуждаются премии конкурсов. Хотя это тема для отдельной публикации.
    Подводя итоги, стоит сказать, что, как это ни обидно, а тот ореол величия, который окружает сегодня Эдуарда Грача, в общем-то окружать его не должен. Всецело соглашаясь с тем, что в свое время это был, прямо скажем, не последний скрипач, надо заметить, что сейчас перед нами совсем не тот Грач, который был 20 или 30 лет назад. Возможно, дело в качестве занятий, возможно сыграло свою роль отсутствие конкуренции... Причин может быть много, но суть это не меняет. Лучшим качеством Грача-педагога без сомнения является его увлеченность и стремление помочь своим ученикам пробиться на большую эстраду. К сожалению при этом несколько страдает качество, кроме того, в его студентах пока не заметна творческая самостоятельность - черта, которую должен прививать именно педагог и которая сыграет решающую роль в их исполнительской судьбе когда они покинут класс своего профессора.

Игорь Борисов ( ib@lifanovsky.com   )



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.