ALIA MUSICA - De musica (Статьи/Аналитика - Рецензии)

Назад

Главная страница

 

  
Трактат, давший имя эпохе: "Ars nova" Филиппа де Витри

  Трактат Филиппа де Витри "Ars nova" (ок. 1320) - один из самых знаменитых памятников в истории музыки. Он дал название целой эпохе - западноевропейской музыке XIV века. Однако его истинный характер до сих пор остается серьезной научной проблемой. А одна из посвященных ему статей, опубликованная в середине 1980-х годов в США, имеет весьма примечательное. Почти детективное название: "Трактат-призрак XIV века? "Ars nova"*. Кстати, автор упомянутой статьи - американская исследовательница Сара Фуллер обращает внимание на сложность реконструкции оригинального текста Витри. Но и помимо текстологических много проблем возникает вокруг толкования самого термина "ars nova", а вместе с ним и значения трактата для истории музыки.
   Прежде всего, нужно разграничить оригинальные термины XIV в., (ars nova, ars antiqua) и тождественные по форме, но не совсем равные по смыслу современные понятия, вошедшие в употребление в музыкальной науке XIX-XX вв. В последней термином ars antiqua (букв. "старое искусство") принято обозначать эпоху французской полифонии XIII в., в противовес французскому и итальянскому репертуару XIV в., который соответственно обозначается как ars nova ("новое искусство"). Начало эпохи ars nova обычно условно датируют манускриптом, известным как "Роман о Фовеле" (1316).
   Но следует оговориться, что понятие нового искусства бытовало в различные эпохи истории музыки. Это категория, в которой отражается самосознание современного искусства. Знаменательно, что в XIV в. она совпала с названием трактата Филиппа де Витри. Почему это случилось? И случайно ли это?
   Из учения, изложенного в самом трактате, а также из его рецепции в музыкальной теории XIV в. Ясно, что музыканты 20-30-х годов XIV в. Подразумевали под понятием "ars nova" прежде всего новый этап в практике и теории ритмической нотации (мензуральной), который они связывали с именем Витри. Однако последующая историческая традиция расширила первоначальные рамки термина, сделав его символом целой эпохи. В чем была своя логика. В самом деле, новый этап в развитии мензуральной теории напрямую связан с развитием самой музыки, поэтому в широком смысле следует говорить о целостной системе, включающей и теорию, и практику. Именно эта система в аспекте новых тенденций ритма и ритмоинтонации и есть суть того. Что надо понимать под французским ars nova.
   Конечно, для нас было бы естественным и заманчивым думать, что и в XIV веке термин "ars nova" обозначал прежде всего "музыку сегодняшнего дня", так сказать, своего рода "Новую музыку". И действительно, современных музыкантов XIV в. зачастую называли "модернистами" (moderni). Однако в XIV в. под словом "ars" понимали скорее учение об искусстве, нежели само искусство. Л.Шраде подчеркивает: "Во всех случаях было бы ошибочным предполагать в термине "ars" какое-либо отношение к нашему пониманию слова "искусство". Филипп удерживал антично-средневековое значение термина, как оно бытовало в латинских переводах греческого "techne"*. И название трактата Витри надо соотносить (как наверняка соотносили в то время) с названием трактата Франко Кельнского:
   Франко Кельнский. Ars cantus mensurabilis
   Филипп де Витри. Ars nova [cantus mensurabilis]

   Соотношение названий двух трактатов указывает на две стадии в развитии мензуральной системы, причем вторая мыслилась как дополняющая и развивающая, но отнюдь не отрицающая. Менее всего Витри мог думать о ниспровержении системы Франко Кельнского, являвшейся для него основой. Теоретики мензуральной музыки термином "ars vetus" начали называть франконскую систему, а термином "ars nova" - следующую стадию ее развития, которая стала ассоциироваться в первую очередь с Витри (позднее также с Иоанном де Мурисом). Таким образом, в понятии "ars" решающим является компонент "науки" - и науки именно о "мензуральной музыке".
   Филипп де Витри (иначе Филипп Витрийский, 1291-1361) стал легендой для современников еще при жизни. Петрарка называл его "самым пламенным и глубоким искателем правды, столь же великим философом своего времени, сколь и беспримерным поэтом Франции". Для музыкантов он стал объектом поклонения, его называли "цветом всего музыкального мира" (Псевдо-Тунстед). Анонимный автор "Правил второй риторики" прославляет Витри как композитора, который "изобрел стиль [очевидно, новый стиль - Р.П.] мотетов и баллад, ле и простых рондо". В этот ряд высказываний можно поставить и цитату из статьи исследователя XX столетия Л.Шраде: "Таким образом, Филипп де Витри предстает как изобретатель новых форм, ключевая фигура в развитии музыки"*.
   Большинство сочинений Витри в разных областях его творчества утеряно. Из музыкального наследия сохранилось более 10 мотетов, созданных между 1313 и 1342 гг. Из приписываемых Витри четырех музыкально-теоретических трудов в настоящее время аутентичным признан только "Ars nova". При этом доказано, что лишь вторая его часть, излагающая мензуральную теорию (т.е. начиная с XV главы т.н. Ватиканской рукописи) определенно принадлежит Витри.
   Ныне известны шесть рукописей, в том или ином виде передающих трактат. По-видимому, все они представляют запись лекций Витри его учениками и соратниками. Наиболее полными среди этих рукописей являются Ватиканская и Парижская, называемые так по месту их хранения*. В XIX веке вариант текста трактата, основанный на Ватиканской версии, был опубликован французским музыковедом Ш.Э.А. де Кусмакером. Однако издание Кусмакера содержит целый ряд ошибок и неточностей, которые были устранены лишь много лет спустя в т.н. Критическом издании*. В нем аутентичная часть трактата (начиная с XV главы) публикуется на основании Ватиканской рукописи, которая, как мы считаем, наиболее ранняя (по содержанию мензурального учения) и в наибольшей степени может претендовать на репрезентацию учения Витри в его начальной стадии. В то же время редакторы Критического издания в данной публикации учли и те разночтения, которые были выявлены при сравнении текста с наиболее близкой ему (хотя и более сокращенной) Парижской версией. Остальные версии, как сильно разнящиеся и весьма удаленные от предполагаемого архетипа, опубликованы отдельно.
   Считается, что в оригинале трактат "Ars nova" мог состоять из двух частей. Первая излагала старое мензуральное учение ars vetus, а вторая - ars nova. Впоследствии же первая часть была утрачена, и в рукописях акцент был сделан на ars nova, хотя отсылки к ars vetus имеются в ходе дальнейшего изложения. Это вполне естественно, так как ars vetus излагала франконское учение. И скорее всего Витри в своих лекциях должен был сначала знакомить учеников с ars vetus (то есть с франконскими основами, которых и сам придерживался) а потом уже излагать свои новации. Однако в Ватиканской рукописи начальные 14 глав излагают не мензуральное учение ars vetus, как можно было бы ожидать из контекста XV и дальнейших глав, а совершенно иную проблематику - учения о пропорциях, о делении музыки, о musica falsa и др. Исследователи квалифицируют этот материал как заимствованный, своего рода компиляцию из Боэция и Ламберта, и дистанцируют его от имени Витри.
   Заметим, кстати, что до настоящего времени отечественные читатели могли составить представление о музыкально-теоретическом творчестве Витри лишь из антологии "Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения", составленной В.П.Шестаковым (М., 1966). Однако Витри оказался представлен в этой книге лишь в общем разделе "Эстетика ars nova" выдержками о запрете параллелизмов, о musica falsa (без которой нельзя спеть ни одного ронделя), т.е. фрагментами из неаутентичной части "Ars nova", чего, правда, Шестаков не мог тогда еще знать. <...>
    Предваряя публикацию трактата Филиппа де Витри, кратко обозначим основные новации, предложенные автором.
   Витри ввел так называемые "четыре пролации", то есть четыре комбинации темпуса и пролации, составившие четыре самых ходовых метра в истории западной музыки. Тем самым он обосновал идею равноправия двух- и трехдольности на разных уровнях метрической пульсации. Фактически он "изобрел" наши "размеры". Конечно, их нельзя было просто "изобрести", они носились в воздухе ко времени Витри. Но факт остается фактом: в трактате "Ars nova" зафиксирован выход за рамки perfectio Франко Кельнского, ограничивающей композитора трехдольным метром. Perfectio у Витри - это революция в ритмическом сознании, это понятие такта как таковое, абстрагированное от конкретного метра.
   То, что современному музыканту кажется само собой разумеющимся, - разнообразие используемых метров, альтернатива двоичного и троичного деления нот, было выработано именно в XIV веке и при прямом участии Витри.
   Вместе с "размерами" он ввел и знаки для них. До него не было систематического обозначения титульных мензур в нотных рукописях. Традиция выставлять размер идет от Витри. То, что мы знаем как С - единственная уцелевшая из "четырех пролаций". Остальные исчезли, но были заменены цифровыми обозначениями:

 ¤ = 9/4    Z = 6/4    ¡ = 3/2    C = 2/2 (4/4)

   Cледует заметить, что в трактате первых двух комбинированных знаков еще нет, ¤ = 9/4    Z = 6/4    ¡ = 3/2    C = 2/2 (4/4) в текстах витрийской традиции. Витри, видимо, нашел эти знаки не сразу, он сначала предложил комбинированные знаки для модуса и темпуса (глава XVIII). Да и пролацию Витри на первых порах понимал как "проговаривание" темпуса различными способами (главы XX-XXIV). Но это не так важно. Уже есть теоретическая система, а уточнение понятий, чеканка знаков - дело будущего. Что, возможно, произошло в процессе дальнейшего устного преподавания маэстро, отраженного в поздних текстах витрийской традиции.
   Второе гениальное открытие Витри, связанное с первым, - это изобретение штиля для семибревиса, превратившего его в миниму. Поистине это была волшебная палочка, подарившая нам изображение будущей половинной ноты (в белой нотации).
   Витри также приписывают введение красных нот, то есть колорации. Действительно, в главе XIX описываются значения "красных ноток в мотетах". Введя красные ноты для обозначений квантитативных отклонений (что было следствием изощренности и прихотливости ритма), Витри опять-таки расширил возможности нотации к визуальной наглядности. Мысль теоретика едва поспевала за мыслью композитора - так можно обозначить пафос нотационных реформ Витри.
   Заключая обзор новаций Филиппа де Витри, мы должны подчеркнуть, что он основал целую школу теоретиков ars nova, то есть дал направление развитию мензуральной теории, о чем и говорит высокая статистическая масса текстов витрийской традиции. Сам маэстро дал импульс, в его лице Historia дейстивтельно facit saltus ["делает скачок"]. Последующая разработка теории в течение 20-30 лет носила во многом уже спокойный, формализующий характер и могла вполне осуществляться его адептами (учениками-педагогами).
   Витри - гениальный композитор и теоретик - оставил нам наследие, которое вошло в плоть и кровь западной музыки и ее нотации. Он авангардист XIV века, "вперед смотрящий", один из "локомотивов" мензуральной нотации. При этом мы не должны воспринимать мензуральную нотацию как исключительно "старинную", "древнюю". Это во многом и наша нотация. Действительно, она значительно изменила свою внешнюю форму от XIII к XVII векам, но основы ее остались непоколебимы. Это математические основы, естественные как время и пространство, которых мы не замечаем в силу их онтологической данности. Такими же "природными" стали для нас понятие о музыкальных метрах и привычка фиксировать их в нотах.

 

 Р.Поспелова

 

Fuller S. Phantom Treatise of the Fourteenth Century? The Ars nova // The Journal of Musicilogy, 4. - 1985-1986 (назад)
Schrade L. Philippe de Vitry: Some new discoveries // The Musical Quarterly, XLII, p. 331.(назад)
Schrade L. Op. cit., p.332. (назад)
Roma, Vatican, 307, f.19-20 v.; Paris, Bibl. Nat., latin. 14741, f. 4-5.(назад)
Philippi de Vitriaco. Ars nova / ed. by G.Reaney, A.Gilles, J.Maillard // Corpus scriptorum de musica, 8 (1964) (назад)

 

 

©1999, журнал "Старинная музыка", №1

Журнал выходит ежеквартально. Подписной индекс 42703. Жители Москвы и Подмосковья могут подписаться на журнал в редакции - тел. 469-1205.

 



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.