Назад

Главная страница

 

От Питера до Москвы...

Двух станов не боец, а только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но спор с обоими досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не мог меня привлечь...

А.Толстой

 Интересно устроена жизнь. Еще год назад я и представить не мог, что буду работать в каком-либо другом городе, кроме Москвы. Сегодня мое время более или менее равномерно распределяется между двумя городами (или, по крайней мере, я хочу думать, что в итоге оно распределится более или менее равномерно), причем вторым городом стал, как это ни странно, Санкт-Петербург.

Обычно люди как раз больше стремятся из Питера в Москву. Здесь больше шансов найти работу, больше зарплата, да и вообще, как выясняется, все лучшее именно в Москве. Во всяком случае, это было чуть ли ни первое, что мне сообщили по приезде. Но парадокс (это мое личное мнение) в том, что такие утверждения верны ровно до тех пор, пока речь не заходит о музыкантах. Большей их части, во всяком случае, на данном историческом отрезке, как раз лучше живется в Питере. Хотя речь-то не об этом.

Речь о тех до определенной степени забавных ощущениях, которые испытывает человек, делающий первые робкие попытки присутствовать одновременно на двух свадьбах. Иначе говоря, жить в Москве, а работать в Петербурге. Наиболее остро эти ощущения проявились через пару месяцев, когда уже улеглась пыль, связанная с переездом, поутихли ошарашенные разговоры в том и другом городах и т.п.

Само собой, московского музыканта питерские коллеги в определенной степени воспринимают, как «руку Москвы», или, скажем, «агента влияния». В столице же, наоборот, волей-неволей начинаешь чувствовать себя «питерским шпионом». В разговорах от тебя, само собой, ждут изложения результатов сравнений двух городов. При этом питерцы, втайне стесняющиеся своей сравнительной бедности и удаленности от «центра событий», опасаются, как бы их не выставили провинциалами. Некоторые, правда, поразмыслив, пришли к выводу, что гораздо выгоднее гордиться провинциальностью, чем стыдиться ее.

Москвичи же, напротив, боятся, что «соседи с севера», европейцы как-никак, увидят в них «азиатов». И тоже мечутся: то ли продолжать изо всех сил гордиться и без того ярко выраженной государственной значимостью собственного города, то ли перестать, и вместо этого отстаивать приверженность «третьему пути».

Взаимная зависть и ревность двух столиц, хорошо просматривающаяся в подобных разговорах, иногда становится чуть ли не главным содержанием некоторых культурных, в т.ч. и музыкальных, событий, происходящих как в Москве, так и в Питере. Бороться с этими настроениями можно и нужно, хоть борьба и наверняка отнимет больше нервов, чем принесет реальных результатов. Но она нужна минимум по двум причинам. Прежде всего, из этого «великого противостояния» как бы сам собой проистекает грустный вывод: все происходит только тут и тут, а за пределами двух Городов – тишина. В то время как это откровенная ложь.

Вторая причина, на мой взгляд, более серьезна. Внутренняя и, мягко говоря, маловажная проблема закрыла для нас проблему куда более сложную и значимую: сегодня для наблюдателя «со стороны» целостного образа русской культуры просто-напросто не существует. Не нужно лезть далеко в историю, такой образ существовал еще совсем недавно: вот советская власть, и вот те, кто с ней борется. Кстати сказать, как это ни ужасно, а ностальгия по такой страшной, зато очень конкретной картинке, со временем усиливается.

     Надо, впрочем, заметить, что похожие проблемы стоят не только перед нами, но и, без всякого преувеличения, перед всем миром. Позволю себе процитировать сам себя: «Есть сейчас и талантливые литераторы, и талантливые музыканты, и художники, наверное, тоже есть <…>. Ряды критиков всех мастей стройны и пополняются день ото дня. Все это есть. А вот живого, настоящего культурного процесса, к сожалению, нет...»

...Что совершенно не дает нам права в очередной раз закрыть глаза на свои собственные болячки. Хотя, конечно, очень хочется.

Борис Лифановский
boris@lifanovsky.com

 



СПб

Неофициальная Москва

Знак "Приезжий"


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.