|
Коллегия Старинной Музыки
Московской консерватории
Коллегия стариной музыки Московской
консерватории начала свою историю в 1991 году,
когда на сцене Учебного театра ГИТИСа была
поставлена опера Клаудио Монтеверди “Коронация
Поппеи”. после премьеры, прошедшей с
колоссальным успехом, дирижер постановки Олег
Чернышев обратился к профессору М.А.Сапонову с
идеей создания при консерватории центра –
просветительского, научного, исполнительского,
посвященного исключиетльно старинной музыке.
Такой центр был сооздан при содействии
консерваторской администрации. Идея оказалась
очень актуальной, и вскоре она была претворена в
жизнь.
Коллегия – общественная организация. Ее
председатель – проф. М.А. Сапонов – заведующий
кафедрой истории зарубежной музыки.
“Романтический период” становления
Коллегии – 1992-1993 гг. Идея была подхвачена видными
московскими музыкантами – Е.Аргышевым, Т.
Гринденко, А.Любимовым, О. Худяковым. В число
почетных учредителей Коллегии вошел Густав
Леонхардт. Не остались в стороне и другие
зарубежные исполнители. Были организованы
мастер-классы известных западных музыкантов:
Люси Холмен Рассел, Эдварда Парментье, Ксавье
Коэпэ, Ильтона Вьюниски занимались с московскими
музыкантами. обучая их особенностям
аутентичного исполнительства. Органист из
Касселя Клаус Мартин Циглер и меццо-сопрано
госпожа Метхилд Зайц провели мастер-классы,
посвященные немецкой барочной традиции. Была
организована встреча с известным итальянским
органистом и исследователем Луиджи Фердинандо
Тальявини. Регулярно бывает в Москве и проводит
свои семинары по пению в чистом строе проф. Егор
Резников (Париж).
Благодаря этим мастерклассам несколько
лучших сткдентов получили возможность учиться и
стажироваться в Германии, Автрии и США. Надо
отметить, что гости Коллегии приезжали в Москву и
занимались с музыкантами совершенно
бескорыстно. Нельзя не вспомнить, что все это
было во многом организовано благодаря
инициативе замечательной клавесинистки Эльмиры
Сергеевны Габриэлян. Ее безвременная смерть
прервала многие программы. Члены Коллегии с
благодарностью вспоминают этого удивительного
музыканта и человека. Нельзя забыть и другого
прекрасног музыканта – солиста ансамбля
“Мадригал” Евгения Виктроровича Аргышева
(1933-1992), первого русского контртенора, собравшего
вокруг себя плеяду музыкантов, каждый из которых
потом пошел самостоятельной дорогой. Среди
учеников Аргышева – Екатерина Федорова
(закончила обучение в Базеле, продолжает учиться
в Париже), Елена Пожидаева (учится в
консерватории Гааги), активно работающая в
настоящее время в Коллегии Мария Батова. Без того
вектора, который был задан Евгением Аргышевым,
многие планы, осуществляемые ныне его учениками,
остались бы нереализованными.
Ядро Коллегии составляет коллектив под
руководством Олега Чернышева. На сегодня – это
единственный в России коллектив,
специализирующийся на исполнении старинных опер
в исторически достоверной манере. Нагрузку
руководителя Коллегии трудно себе представить.
Вот уже несколько лет Олег Константинович - и
педагог по вокалу, и концертмейстер-репетитор, и
дирижер-постановщик, приходится быть и
переписчиком нот, и аранжировщиком, и
зав.репертуарной частью… И вот уже несколько лет
оперы, поставленные Олегом Чернышевым, идут с
неизменным успехом при переполненных залах.
Оперные постановки Коллегии были бы
невозможны без кропотливой исследовательской
работы. Вообще. исследовательская работа
Коллегии сейчас находится на подъеме. Например, в
1997 году состоялась российчкая премьера духовной
оперы Каваьери “Представление о Душе и Теле”.
Она была осуществлена ученицей М.А. Сапонова
Марией Батовой, расшифровавшей факсимиле
рукописи, сделавшей инструментальную
аранжировку, выполнившей полный эквиритмический
перевод либретто и исполнившей роль Души. Этот
спектакль запомнился многим.
Деятельность Коллегии развивается ныне в
самых разнгых направлениях. Это и мастер-классы,
среди которых хочется отметить недавний курс
барочной хореографии проф. Юргена Шрапе
(Германия). Это и создание инструментальных
мастерских Коллегии. Это начавшееся
издательское дело. С 1998 года начал выходить
журнал “Старинная музыка” под редакцией Юрия
Бочарова. Так что многие исследования,
посвященные старинной музыке, имеют теперь
возможность непосредственного попадания к
своему читателю. Удалось также выпустить
несколько серьезных книг и брошюр о музыке
разных эпох. Среди них – книга председателя
Коллегии М. А. Сапонова “Менестрели”,
полюбившаяся многим читателям. Но в свет выходит
пока что лишь малая часть публикаций, так как
издательское дело, к сожалению, на одном
энтузиазме существовать не может.
Впрочем, даже с подобными издержкам и
трудностями, оглядываясь на прошедшие семь лет,
нельзя не удивиться тому удивительному
творческому горению, которое живет в Коллегии
стариной музыки.
(по материалам журнала
“Старинная музыка”, №1 , 1998)
|