КОЛЛЕГИЯ СТАРИННОЙ МУЗЫКИ

Назад

На первую страницу ММВ

raspor.gif (49 bytes)  


Коллегия Старинной Музыки Московской консерватории

   Коллегия стариной музыки Московской консерватории начала свою историю в 1991 году, когда на сцене Учебного театра ГИТИСа была поставлена опера Клаудио Монтеверди “Коронация Поппеи”. после премьеры, прошедшей с колоссальным успехом, дирижер постановки Олег Чернышев обратился к профессору М.А.Сапонову с идеей создания при консерватории центра – просветительского, научного, исполнительского, посвященного исключиетльно старинной музыке. Такой центр был сооздан при содействии консерваторской администрации. Идея оказалась очень актуальной, и вскоре она была претворена в жизнь.
   Коллегия – общественная организация. Ее председатель – проф. М.А. Сапонов – заведующий кафедрой истории зарубежной музыки.
   “Романтический период” становления Коллегии – 1992-1993 гг. Идея была подхвачена видными московскими музыкантами – Е.Аргышевым, Т. Гринденко, А.Любимовым, О. Худяковым. В число почетных учредителей Коллегии вошел Густав Леонхардт. Не остались в стороне и другие зарубежные исполнители. Были организованы мастер-классы известных западных музыкантов: Люси Холмен Рассел, Эдварда Парментье, Ксавье Коэпэ, Ильтона Вьюниски занимались с московскими музыкантами. обучая их особенностям аутентичного исполнительства. Органист из Касселя Клаус Мартин Циглер и меццо-сопрано госпожа Метхилд Зайц провели мастер-классы, посвященные немецкой барочной традиции. Была организована встреча с известным итальянским органистом и исследователем Луиджи Фердинандо Тальявини. Регулярно бывает в Москве и проводит свои семинары по пению в чистом строе проф. Егор Резников (Париж).
   Благодаря этим мастерклассам несколько лучших сткдентов получили возможность учиться и стажироваться в Германии, Автрии и США. Надо отметить, что гости Коллегии приезжали в Москву и занимались с музыкантами совершенно бескорыстно. Нельзя не вспомнить, что все это было во многом организовано благодаря инициативе замечательной клавесинистки Эльмиры Сергеевны Габриэлян. Ее безвременная смерть прервала многие программы. Члены Коллегии с благодарностью вспоминают этого удивительного музыканта и человека. Нельзя забыть и другого прекрасног музыканта – солиста ансамбля “Мадригал” Евгения Виктроровича Аргышева (1933-1992), первого русского контртенора, собравшего вокруг себя плеяду музыкантов, каждый из которых потом пошел самостоятельной дорогой. Среди учеников Аргышева – Екатерина Федорова (закончила обучение в Базеле, продолжает учиться в Париже), Елена Пожидаева (учится в консерватории Гааги), активно работающая в настоящее время в Коллегии Мария Батова. Без того вектора, который был задан Евгением Аргышевым, многие планы, осуществляемые ныне его учениками, остались бы нереализованными.
   Ядро Коллегии составляет коллектив под руководством Олега Чернышева. На сегодня – это единственный в России коллектив, специализирующийся на исполнении старинных опер в исторически достоверной манере. Нагрузку руководителя Коллегии трудно себе представить. Вот уже несколько лет Олег Константинович - и педагог по вокалу, и концертмейстер-репетитор, и дирижер-постановщик, приходится быть и переписчиком нот, и аранжировщиком, и зав.репертуарной частью… И вот уже несколько лет оперы, поставленные Олегом Чернышевым, идут с неизменным успехом при переполненных залах.
   Оперные постановки Коллегии были бы невозможны без кропотливой исследовательской работы. Вообще. исследовательская работа Коллегии сейчас находится на подъеме. Например, в 1997 году состоялась российчкая премьера духовной оперы Каваьери “Представление о Душе и Теле”. Она была осуществлена ученицей М.А. Сапонова Марией Батовой, расшифровавшей факсимиле рукописи, сделавшей инструментальную аранжировку, выполнившей полный эквиритмический перевод либретто и исполнившей роль Души. Этот спектакль запомнился многим.
   Деятельность Коллегии развивается ныне в самых разнгых направлениях. Это и мастер-классы, среди которых хочется отметить недавний курс барочной хореографии проф. Юргена Шрапе (Германия). Это и создание инструментальных мастерских Коллегии. Это начавшееся издательское дело. С 1998 года начал выходить журнал “Старинная музыка” под редакцией Юрия Бочарова. Так что многие исследования, посвященные старинной музыке, имеют теперь возможность непосредственного попадания к своему читателю. Удалось также выпустить несколько серьезных книг и брошюр о музыке разных эпох. Среди них – книга председателя Коллегии М. А. Сапонова “Менестрели”, полюбившаяся многим читателям. Но в свет выходит пока что лишь малая часть публикаций, так как издательское дело, к сожалению, на одном энтузиазме существовать не может.
   Впрочем, даже с подобными издержкам и трудностями, оглядываясь на прошедшие семь лет, нельзя не удивиться тому удивительному творческому горению, которое живет в Коллегии стариной музыки.

(по материалам журнала “Старинная музыка”, №1 , 1998)

 




Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.