Наши любимые
"Он рассыпался в похвалах, которые, как стадо слонов,
затоптали маленькую, изящную пьесу"
Олдос Хаксли

ВАРВАРЫ

     Премьера в новом театре - может ли быть что-нибудь лучше? Может, дорогая Маша, может. Премьера у наших любимых в новом, их собственном, театральном здании. По какому принципу была выбрана пьеса для столь радостного события, точно не скажу. Думаю, по числу участников процесса, коих насчитывалось 20 человек. Все заняты, все довольны. Актеры рады (надеюсь) новым ролям, зрители счастливы созерцать своих любимцев. Небольшая сценическая площадка, казавшаяся просто крохотной при таком скоплении народа, никого не смущала. Ловкость, с которой Е.Каменькович упаковывает многофигурные пьесы в малогабаритные пространства, вызывает восхищение. Майская "Аркадия" студентов 2 курса ГИТИСа благополучно угнездилась в аквариуме 41 аудитории. Нынешние "Варвары" расположились в коридорной системе бывшего кинозала шумно, но с успехом. Клаустрофобии не чувствовалось. Столкновения наблюдались исключительно моральные и не так, чтобы очень бурные. Поскольку из двух пристрастий Алексея Максимовича - любви и революции, Евгений Каменькович оставил только первую. Тема социального неравенства была затерта, что, я, лично, только приветствую. Подчеркнуть былую кастовость современным актерам удается очень редко.

     Ходить в театр, где каждый второй актер - любимый и хорошо, и плохо. С одной стороны - заранее знаешь, что постановка понравится, поскольку играют они только хорошо. С другой стороны – спектакля в целом не видишь, а уж развитие сюжета вообще становится делом десятым. Следишь ведь исключительно за любимыми. Не будем гадать с трех раз, кто мне понравился больше всех. Ну, естественно, Юра Степанов. С явления его солнечной улыбки над забором, началась не только вторая картина, но и собственно действие. Картина первая скорее напоминала переход Суворова (всей армией) через Альпы. Чтоб жизнь медом не казалась, на полу были выстроены средних размеров баррикады из деревянных настилов. Кроме барышень Кутеповых и Галины Тюниной, которые не ходят по нашей грешной земле, а легко парят над ней на высоте прямо пропорциональной эфирности созданий и мастерству сценического движения, всем остальным приходилось заявлять свое присутствие "легким" притоптованием ненавистных деревяшек. Эта чечетка из серии "А я милого узнаю по походке", к тому же, давала актерам возможность опробовать деревянный настил, дабы в будущем не упираться в него взором. Три "находки режиссера" вызвали мой откровенный восторг: tic tac(fresh mints), цвет горячительного напитка, столь полюбившегося Юрочке(Гриша) и "лорнирование" событий незанятыми в них лицами. Особенно хорош с биноклем в первом ряду был Дуникин муж - Томас Моцкус, личность неопределенная, но сыгранная замечательно.

    Вернемся к персоналиям. Как ни странно, всеми любимая россыпь комических зарисовок - неизменная составляющая любой истории театра, даже любовной, на сей раз, почти отсутствовала. Всю комедийную сторону спектакля взял на себя один Юра - и весьма, надо сказать, успешно. На общем фоне любовных страданий и попыток самоутверждения, Юрины лучезарные улыбки, бутылочный гипноз и изысканность в обхождении с мелкой и средней посудой - были просто блеск. И, ежели в "Волках и овцах" я закупала для знакомых билеты напротив "Юриного диванчика", то теперь буду стараться усадить близких мне лиц напротив "Юриного коридорчика". Не только Юра, но и вся его "сценическая семья" была выше всяческих похвал. Тагиру Рахимову (Редозубов), пожалуй, единственному удалось четко показать насколько изменился его герой за столь непродолжительное время нашествия "Варваров". Буквально три коротких выхода разделяли двух абсолютно разных людей - хамоватого городского главу "мне все дозволено" и сломленного жизнью старика - отца, у которого отняли последнюю радость нежданно наступившей старости - сына и дочь. Катя у Мадлен Джабраиловой получилась исключительно горьковской героиней. Эти три персонажа второго плана, на мой взгляд, были безупречны.

    Но это совсем не означает, что остальные выглядели слабее. Напротив, каждый интересен по-своему. Особенно Рустэм Юскаев. Играет он с уверенной легкостью. Манеры, интонации, жесты - все безошибочно и четко. Его Цыганов интеллигентен и спокоен. Не делая никаких лишних движений, Цыганов сразу же выделился из общей массы. Он не делит территорию с Черкуном (Сергей Тарамаев) - явным лидером. Но как тот ни старался утвердить свое главенство - подвинуть Рустэма даже на миллиметр ему не удалось. Обитал Цыганов в неком параллельном пространстве, совершенно обособленном, своем мире - где был одинок и недостижим. Он и влюблен то исключительно из уверенности, что ничем его страсть не закончится, и ничто в его мире не изменится. Образ получился целостным и никаких сомнений не вызывал.

    С Черкуном сложнее, хотя Сергей Тарамаев был чертовски хорош. Незаурядный строптивец, обладающий мощной энергетикой, он использует любую возможность показать свою силу. Его интересуют только равные соперники. Черкун сразу привлекает внимание как персонажей, так и зрителей. Горделив, уверен в успехе, необыкновенно обаятелен. Но, при всем при этом, персонаж получился несколько недосказанным. По Горькому - Черкун, вышедший из низов и много добившийся благодаря упорству и самолюбию - необыкновенный жизнелюб, мало эмоциональный и целеустремленный. Главное для него - работа, способ доказать всему миру, да и себе самому - на что он способен. Черкун где-то на полпути к успеху. Отсюда жена, периодически возвращающая его на пьедестал, в случаях некой неуверенности в ситуации. Женщинами он интересуется, как всем новым в жизни - так же жадно и без сантиментов. Богаевская к тому же необычайно греет его самолюбие и как бы поднимает ступенью выше в собственных глазах. Он перешагивает через людей не задумываясь, так же, как Цыганов. Но, поскольку Евгений Каменькович твердой рукой повыдергивал из действия все социальные вешки - Черкун оказался в подвешенном состоянии. Он полностью отдается ситуации, и, забросив дела, жену, да и себя самого погружается в любовные соискания, почти так же, как и остальные персонажи - жители городка. Но они от безысходной скуки, а он- то с чего вдруг? Исключительно благодаря бешенной энергии, он не тонет вместе со всеми в уездном болоте, мало того, как локомотив увлекает за собой студента, Катю, жену, да и Цыганова. Но, в финале мы уже не так уверены, что все события, прошедшие перед нами, мало на него повлияли и повторятся в его жизни, как у Цыганова.

    Карэн Бадалов и Полина Кутепова были необыкновенно интересны тем, что получили на редкость не характерные им роли. Добавив обреченности к обычному спокойно-философскому виду, Карэн сделал из доктора личность более сильную и яркую, чем требовалось в уездном раскладе. Единственный вопрос, который задаешь себе, глядя на него - сколько же таких незаурядных людей потонуло в трясине русского захолустья. Полина создавала свою Анну Федоровну буквально по крупицам - отрабатывая каждый жест и интонацию, меняя походку, добавляя несвойственную ей суету и неровность в движении. Своей цели она, кажется, достигла. Что касается трех сортов женской любви (Мар