Наши любимые - 2
"Он рассыпался в похвалах, которые, как стадо слонов,
затоптали маленькую, изящную пьесу"
Олдос Хаксли

 

АРКАДИЯ

     Май месяц, дорогая Маша, не самое лучшее время для интеллектуальных изысков. Но, коль скоро, именно разгар весны богат на выпуски студенческих спектаклей - поупражняемся! Е.Каменькович считает, что начинать надо со сложного, тогда и простое будет по плечу. Что-то явно уаилдовское, но режиссеру, как говорится, видней.

      Заявленная как текстовой тренинг работа студентов второго курса Мастерской Петра Фоменко получилась самым настоящим спектаклем, причем, гораздо более смотрибельным, чем одноименная вещь в БДТ. Поскольку самое главное, что присутствовало в постановке - увлеченность - она заражает, приковывает внимание, вызывает улыбку и держит зал все три часа не самой, надо сказать, легкой пьесы. Сама по себе вещь Тома Стоппарда необычайно интересна: играть крайне сложно - сюжет условен, действие отсутствует. Читать, видимо, невозможно, поскольку текст, что называется, бестелесен. Подобно шахматной доске - комната огромного загородного дома становится исходной точкой предсказуемых открытий. Это сцена. На ней расставлены некие белые и черные фигурки прошлого и настоящего. Это актеры. Странный таймер - застывшая в вечности черепашка Плавт-Молния. Это зритель. Суть игры - проявления страстей человеческих: любви, познания, творчества, а также им сопутствующих. Таков мир условностей театра Аркадии. Путано, но от души.
     Происходящие в идеально чистой комнате актерские игры для зрительского ума задуманы Стоппардом как исключительно словесное выражение самых действенных начал. Главное здесь - удержаться в рамках - преподнести четко очерченный контур образа, однако, не заполняя его действенностью, работая на внутренней энергетике и сдержанном самовыражении, предоставляя окружающим достроить начатое, концентрируя энергию на литературной основе того, что создал автор. Что называется, сыграть со зрителем. Такой материал мгновенно расслаивает исполнителей. Среди актеров сразу же заметно выделились двое - Н.Зверев и Е.Цыганов. Безупречно считывая Стоппарда, они занимали максимум внимания зала, предлагая мастерски выстроенную гармонию игры слов, верных интонаций, неспешных, выразительных жестов. Ибо, Стоппарду хотелось видеть нечто происходящее без суеты - речь должна быть плавной, голос нерезким, движение органичным. Оба актера легко и непринужденно заполняют все игровое пространство. Необходимая жанру смена позиций вплетается ими в ткань диалогов, служа как бы продолжением реплик, а не их прерывом. Манера игры Н.Зверева отличается сдержанным изяществом и утонченностью. Его Септимус умен, блестящ, изыскан. Е.Цыганов работает в особом вкрадчивом ритме (по мнению Андрюши - тарантиновском), спокойно и уверенно выстраивая роль. Плавно наслаивая текст на жест, безошибочно определяя нужную интонацию, он ведет зал за собой - не успел оглянуться, а ты уже в круге света - желанный гость в пасторальном уединении. Математически точная сцена удаления Валентайном соперников с поля в конце первого действия - один из самых красивых моментов спектакля. Итак - Септимус Ходж и Валентайн Каверли - были выше всяческих похвал.
     Остальные персонажи (кроме Гаса, конечно же) не всегда соответствовали моему восприятию Стоппарда, срываясь на резкие нотки, излишнее актерское выражение, быстроту движения. В стремлении выговориться полностью и убедить зрителей молодые актеры были слишком наглядны, а некие визуальные решения чувственных проявлений смотрелись как сальные пятна на белой скатерти и вызывали легкое недоумение режиссерским ходом. Вкрапления чистого актерства и элементы "интеллектуального" движения - ход конем - должны были слегка встряхнуть зрительский интерес, убаюканный мерным течением без событийного и мало эмоционального изящного диалога, но как-то не вязались в общую канву. И, наоборот, некие не спланированные моменты замечательно работали на спектакль. Так теплый предвечерний свет, льющийся из окон, делал комнату еще более чистой и прозрачной, а нежнораспустившаяся березка за окном создавала настроение более емкое, чем те, кто с излишним чувством восхищался красотами девственной природы парка.

Сплетая прошлое и настоящее, Стоппард бережно возводит свой особый интеллектуальный пасторальный рай, где можно укрыться от прозы и суетности. Всем нам периодически хочется того же, с той лишь разницей, что одни бесконечно выстраивают Аркадию, а другие безуспешно пытаются там пребывать. Итак, белые начинают и выигрывают! Впрочем, я не сильна в шахматах...

Ну как?

Нет, я не Байрон...

 

 


Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru