Маленькие радости

"Она засунула руку за творения великих умов и извлекла оттуда
"Тайну кельтских изумрудов"
Олдос Хаксли


ДУРЬ

Маша! Радость наша!

Сбылась мечта моя - появился таки человек, руководящий моими театральными интересами. На сей раз меня повели на "Дурь" по Некрасову в постановке Алексея Кирющенко, на сцене "Содружества актеров Таганки". Слегка смущенная непомерным ажиотажем перед входом в театр, а также усиленной агитационной обработкой, которой я ненавязчиво, но весьма настойчиво подвергалась на протяжении нескольких дней до спектакля, я расположилась где-то под люстрой(можешь себе представить?!). Рядышком собралась группа поддержки: зрители-профессионалы, смотревшие спектакль в 128-ой раз. Эта группа была не менее интересна, чем собственно действие, поскольку их радостная реакция ровно на минуту опережала очередной прикол, а полубаскетбольная отбивочка сигнализировала, что Барин Кирющенко в очередной раз продемонстрировал быстроту реакции и недюжинную находчивость. Поначалу Паша еще приглядывал за мной, но, по мере того, как спектакль набирал обороты, ему уже было не до того. Надо было следить за действием, не пропустить новые "находки" режиссера, не помереть от хохота, да к тому же успеть одарить соседа понимающим взглядом, радостным "Гы!", или просто потыкать локтем в бок, когда становилось уж совсем невмоготу. А вот я, наоборот, стала регулярно косить в их сторону: по мимике и жестам я отличала чистую импровизацию на сцене от спланированных акций. К тому же, как "человек-НЕпишущий-о-театре", я была проинформирована заранее, что основной азарт участников процесса состоит в том, чтобы приколоть не столько зрителей, сколько друг друга - осознать сие глядя на сцену в первый раз не представляется возможным, а вот сидевшие рядом точно и своевременно отмечали очередную экстремальную ситуацию указующим перстом или бодрым вскриком. Весьма занимательно и крайне удобно.

По ходу пьесы совершенно одуревший от деревенской скуки кипучей энергии Барин Кирющенко устраивает легкое светопреставление с песнями, танцами, подвижными играми, живыми картинами и другими занимательными мероприятиями. Он и так -то двух минут спокойно не может посидеть, а тут еще поспал днем - совсем беда. В бурную деятельность по борьбе с послеобеденным томлением были включены все и вся - актеры, зрители, реквизит, свет, звук - короче все пространство сцены и зала было очень плотно заполнено вихреобразным действом. Спектакль представляет из себя помесь урагана и юлы. Вращается все это, естественно, вокруг Барина Кирющенко, вернее сказать - он вращает все действие вокруг себя. Играющий режиссер - это очень интересно. Не могу согласиться, что все играющие режиссеры концентрируют действие вокруг себя. Все зависит, на мой взгляд, от темперамента. Скажем, Олег Ефремов, А.Галин, Сережа Алдонин - играют абсолютно на равных с другими актерами, и даже Олег Павлович Табаков - при всей мощности фигуры, как правило, не довлеет над постановкой. А вот Галина Волчек, Сергей Газаров и Михаил Козаков мгновенно становятся решающими персонажами, даже если роль невелика. В данном случае энергетика самого Алексея Кирющенко сказывается не только на форме построения спектакля, но и на скорости развития событий. Управляет он действием четко и лихо, все время наращивая темп. Так, наверное, правили быстролетными тройками удалые любители быстрой езды времен Некрасова и Гоголя. Некогда недостижимый полет их слова уже настиг стремительный ритм современного театра - сама наша жизнь диктует эту, может быть, жесткую необходимость. В медлительных решениях нам уже чего-то не достает. Надо сказать, что режиссура Кирющенко замечательна тем, что не только соответствует, но и порой опережает привычную нам динамику развития событий. За ним не следуешь, а стремишься - бодрит сие чрезвычайно.

Запомнить с первого раза что-то конкретное в этом фейерверке трудновато, но очень хочется - таким образом, практически в самом начале спектакля выясняется, что надо обязательно идти еще раз. К тому же, начиная с момента, когда послушный воле Барина осветитель явил ему помянутую от страха Маму - я уже смеялась без перерыва. Вообще, свет в спектакле - это отдельный разговор. До "Дури" в моей классификации существовали приколы словом и делом - теперь добавились еще и приколы светом - это просто изумительно! По проверенным слухам световое решение сделано все тем же неутомимым и щедрым на идеи Алексеем Кирющенко. С его же легкой руки, а также в соответствии с доброй русской традицией все начинания на сцене не удерживались в рамках бурливых ручейков, а разливались подобно весеннему половодью. Неожиданно половодье зависало: Барина посещала новая идея - слуги в ужасе временно исчезали с горизонта, за сим следовал лихой разворот в абсолютно другом направлении. Никто не знал ни минутки покоя - ни актеры, ни зрители. Из особо отличившихся особ, кроме самого Барина, хочется воспеть Повара Карпова и Грибоедова-Языкова-Молчалина-Добролюбова-Добронравова-Моисеева-Шаляпина Бутина. Их артистический талант, энтузиазм и стойкость достойны восхищения!

За 1час 45 мин Барин умудрился так всех укатать, что даже мне захотелось спуститься с люстры и помочь разошедшимся не на шутку актерам его все ж таки угомонить - я уже абсолютно ничего от смеха не соображала, кроме того, что надо бы выяснить у Паши, когда будет следующая "Дурь" с Кирющенко.
Поняла чего-нибудь? А вот это для тех, кто понял #23158772

С Приветом

Alimov's fan

Фотографии Светланы Каморзиной

   


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru