Пойдем в Кино
"Не в Монтене, а во мне самом находится то, что я в нем вычитываю"
Блез Паскаль

 

ЧЕЛОВЕК В ЗИМНЕЙ СПЯЧКЕ

    Каждый режиссер влюблен в свою картину - героев, ситуацию, одного актера или всю команду и тэ дэ. Том Тиквер влюблен в кадр. В процесс создания кино. Его фильмы фантастически красивы. Наполнены изумительными съемками природы. Интереснейшими ракурсами и нестандартным освещением. Изобилуют интерьерами высочайшего вкуса и выверенной до микрона цветовой гаммы. Фильмы пронизаны странной завораживающей музыкой, часто самого Тиквера. Монтаж мастерски точен. Что касается людей, то им в фильмах Тиквера отводится странноватая роль манекенов. По разному окрашенных, но совершенно безвольных. Даже в таком сюжетном фильме как "Человек в зимней спячке" персонажи всего лишь дополняют кадр до целого. Жизнелюбивая, красавица, сама природа - Ребекка  - является всего-навсего уютной частичкой интерьера замечательно теплой, манящей, намеренно красной спальни - но никак не ее хозяйкой. Комната Лауры  даже не показана - персонаж связка не вызывает особого интереса, ни у режиссера, ни у зрителей. Лаура легко вписывается в любую обстановку и как бы теряется в ней. Ее не заметно. Характер Марко в двух кадрах-шедеврах: девушки возвращаются домой, а путь им преградил телек, кажущий футбол, из-за которого раздается оглушающий хруст поп-корна. Второй блиц: колоритнейшая свалка на бортике бассейна, а пировали-то двое, всего одну ночь. Ну что тут скажешь!? А Марко у Тиквера практически ничего и не говорит. Зато дом Рене сразу наводит на мысль о маньяке - и в который раз, о зритель! ты ошибся. Мысли, эмоции, тревога, боль, интерес, любовь - практически все передается исключительно за счет необычных ракурсов, монтажа и других кинематографических приемов. Эмоциональный выход съемок природы, интерьеров зачастую гораздо выше, если не впрямую противопоставляется актерской игре. В момент аварии камера надолго задерживается, тревожно следя сумрак горной дороги, с нависшим над вершинами предгрозовым, изжелта серым небом, и лишь на минуту, вскользь, проходит кабину водителя фургона с абсолютно амимичным, не вызывающим никакого интереса, лицом. Засмотревшись на чистый, искрящийся солнечным бликом лед под коньком, невольно ловишь себя на мысли, что девчонки, на которых переключилось внимание камеры, что-то не так хороши, а уж обсуждаемые ими темы вообще кажутся ничтожно мелкими в сравнении с вечной красотой сияющих снежных вершин.

Зимняя спячка - это обычное, по мнению создателя картины, состояние человека. Меня не покидает ощущение, что для Тиквера человек не венец природы, а некий опыт, причем не всегда удачный. Религиозная подоплека несомненна, но я, к сожалению, в этом не сильна. Некое высшее предопределение судеб этих людей считывается весьма однозначно. Причем это не Его Величество случай. Рене, "не ведая, что творит" убивает ребенка, он же дает новую жизнь. "Главный виновник" Марко - срывается вниз с вертикального откоса горнолыжной трассы и погибает. Горное ущелье придает кадрам смерти фееричность свободного падения в заснеженную бездонную пропасть. Тиквер не упускает возможность отснять красивейший эпизод и поморализировать: противопоставить незыблемость природы человеческому падению. При чем тут Марко? - спросит доверчивый зритель. Ведь это он оставил открытую машину - Вы что, не помните? Да и вообще Марко планету не особенно украшает - прямо не обычный инструктор-горнолыжник, с легкими кобелиными наклонностями, а изверг в человечьем обличии. И в доме от него порядка нет, и машину жены упустил, и врет все время, и девушка влюбившаяся чуть ногу из-за него не сломала. Значит и поделом ему? Не знаю...

    Погибшую в аварии девочку мне было очень жалко. Ее смерть прошла так незаметно и безболезненно для всех, как будто нам пытались доказать, что этому ангелу не место в нашем грязном мире. Мне это совсем чуждо. Я за  Шварца с Захаровым: "Нелепо убивать героев, чтобы тронуть бессердечных и разжалобить равнодушных"... Хотя это было бы уже не немецкое, не Тикверовоское кино.

 

Winterschlдfer (1997)

Camera: Frank Griebe
Montage: Katja Dringenberg
Art directie: Uli Hanisch
Muziek: Reinhold Heil, Johnny Klimek en Tom Tykwe
Directed by Tom Tykwer

http://www.winterschlaefer.de/info.html


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru