Питер

"В хорошем месте замок..."
У.Шекспир

ПИТЕР

Всем привет!

Моя цель – пересмотреть в Питере все, что идет в театрах (исключая всякие левые и частные), и цель эта выполнима – осталось 40 спектаклей. А посему смотрю везде и все. Иногда заранее знаю, что сегодняшний вечер будет испорчен, потому что иду на провальный спектакль. Но вечные сливки надоедают, иногда и обезжиренного хочется.

А его в театре, как в магазинном молоке, мно-о-ого!!! Я просто купаюсь в нем. Иногда я получаю такой заряд кайфа из-за чьей-то бесталанности!

Есть у нас “Приют комедианта”. 10 лет существует. Только недавно они переехали в новое здание, а до этого ютились в подвале на Гоголя. Из мастеров, приглашенных из других театров, там играют Шарко и Демьяненко, есть еще неплохие артисты Самарина и Волков, а в основном, ставка сделана на актерский курс, которому Томошевский пытается дать высшее образование, но, на мой взгляд, это крайне трудно, особенно в плане специальности. Ощущение, что набрали всех не умеющих играть и вообще держать себя в руках, смеяться там, где надо смеяться, и плакать там, где надо плакать, а не наоборот.

Этот актерский курс играет “Доходное место” Островского, “Отравленную тунику” Гумилева, “Санта-Крус” Макса Фриша и “Антигону” Ануя. А репетируют – мама дорогая! - “Вишневый сад” !!!

“Антигона” вообще пьеса скучнейшая. Даже Чхеидзе в БДТ вкупе с мастерами – Басилашвили, Толубеевым, Шарко – сделал нечто снотворное. Я еле высидел. Здесь же, в Приюте, добавь к скуке отсутствие талантов. Мрак. Выручают только Шарко с Демьяненко, два живых человека. К тому же выпускались все спектакли в подвале, где декорациям просто не было места, чистая символика. С переездом в новое здание возможности расширились, а символика сохранилась, но зря. Черные кулисы и зеленый задник в “Антигоне” – обалдеть какая сценография! Кочергин и Коженкова отдыхают. Больше нет ничего.

“Санта-Крус” – бред какой-то. Матросы, гитары… Здесь царит та атмосфера театрального института, когда студенты, распираемые от счастья поступления на актерский и от мыслей о собственной гениальности, орут, кричат, поют в такт и не в такт, вовремя и не вовремя, любым способом пытаясь привлечь к себе внимание окружающих и свято веря, что тем самым Фрейндлих и Стржельчик им в подметки не годятся. Мы играем! Мы артисты! Евгений Леонов сказал, что надо ухлопать жизнь, чтобы стать артистом. Но Леонова в наше время из нынешних студентов театрального мало кто видел на сцене. А жаль…

Страшно идти к хирургу, если он по призванию не хирург. Страшно летать, если за штурвалом любитель. В театр идти не страшно – угрозы жизни нет. Все сойдет, кто бы и что бы ни показал. Только вот зачем нам нужны эти люди, изображающие артистов, не понимаю. Куда их столько, спрашиваю я себя, наблюдая новоявленных студентов в больших количествах. Чуть ли не каждый мэтр каждого театра набирает свой курс. Зачем?..

Спектакль “Доходное место”. Заняты опять только студенты.

Сижу, к сожалению, в первом - служебном - ряду – дальше мест нет. Выходной день, народ рванул развлекаться, все продано. Чувствую себя неуютно. Сидеть в театре на первом ряду для меня тяжкое испытание. Стараюсь туда не соваться. Все слышу и вижу вплоть до таких подробностей, что лучше бы не видел. Угорать над бесталанными на их глазах некрасиво, поэтому прятаться за спины других зрителей очень выгодно. Рост мой советует не заслонять головой пол-сцены, если за мной к тому же сидят низкорослые. Да и сидя далеко, можно не хлопать на поклонах, со сцены не увидят.

Студент, получивший роль полового, с его внешностью как раз и годится на эту роль. (А еще он, судя по программке, иногда играет Жадова!) Когда он щеголевато садится на стул и вскидывает ногу на ногу, я начинаю трястить в беззвучной истерике, потому что из-под задравшейся штанины и из его короткого ботинка выглядывает фантастическая для спектаклей по Островскому деталь гардероба - длинный пестрый носок с синими буквами USA!!! Видимо, подумал, что никто не заметит. После этого мне в голову лезут самые левые мысли. Интересно, что у него на майке нарисовано? А сколько дней он голову не мыл? Уже не до Островского.

Самое обидное то, что режиссер всех этих безобразий - сам Томошевский, так попадающий в точку, ставя свои моноспектакли (в содружестве с Варварой Шабалиной), и так промахивающийся на своих подопечных. Спектакли этих студентов – яркий пример того, как НЕ надо играть.

Пожилые и солидные люди в детском исполнении смотрятся чрезвычайно неубедительно. Не верю. А пьяных в театрах вообще играть не умеют, переигрывают. Обычно на сцене актеры после первого глотка тут же валятся на пол, после второго опять почему-то трезвые как стеклышко, а выпивая дальше - в зависимости от фантазии: захотел упал, захотел очнулся, гипс.

А еще я неравнодушен к разного рода поеданиям и выпиваниям во время спектакля. Мало того, что это страшно отвлекает во время хорошего спектакля, это еще и жутко веселит во время плохого.

Мне очень нравится смотреть, как вскрываются на сцене бутылки. Всегда пытаюсь угадать, что и как туда налили бутафоры. По этой детали обычно определяется либо мастерство бутафора, либо благосостояние театра. Вскрытие и распитие настоящего шампанского я видел только в финале последней постановки “Севильского цирюльника” в Мариинке. В других же театрах один и тот же сорт шампанского меняет свой цвет от белого до коричневого, а консистенцию от сильно газированной до воды из-под крана. Если, конечно, в бутылку вообще что-нибудь налито. Надо сказать, что буквально все зрители оживляются, когда на сцене собираются выпить. За процессом слежу не только я. Произносимый со сцены текст в эти мгновения абсолютно не улавливается, потому что в зале вслух идут обсуждения – натуральный на сцене процесс или нет.

На спектаклях театра Сатиры, например, шампанское открывается хлопком ладони по дну бутылки. Крайне натурально. Еще натуральнее это происходит в театре Комедии – разлив из пустых бутылок. Всех обскакал опять “Приют комедианта” – там во время трапез вообще посуды нет.

Посмотрел антрепризную “Французскую мелодию”. Надо сказать, этот спектакль, в отличие от многих, порадовал. Декорации не ограничиваются тремя взятыми напрокат стульями, как обычно. Актеры собрались хорошие, правда, не знаю, по какому принципу они собраны. Сюжет пьесы не пустой. И вообще всё так искренно и ладно, что я с удовольствием поглядел сие творение. Потусовался за кулисами, всё себе подписал (Тома и Булдаков в коллекции впервые), снялся с Томой на фото. Кстати, она настолько замечательно выглядит, что возникает ощущение, будто “Табор уходит в небо” снимался вчера. Артисты достойно выдержали натиск новоявленных молодых журналюшек (по выражению Задорнова) и всем всё про себя рассказали.

Из премьер - видел "Отца" в БДТ. Первый раз за всю жизнь был на их Малой сцене.
Пошел на один спектакль - а его отменили!   Видимо, Призван-Соколова заболела, потому что вместо нее ввели артистку Марину Адашевскую. Я как эту замену в программке узрел - ругаться захотел. Я, конечно, понимаю - Адашевская тоже актриса и тоже хочет в свои 70 лет новых и новых ролей,  но не на нее я шел смотреть. На престарелую она не тянет, даже Призван-Соколовой в дочки может сгодиться. Она не портит спектакль, хотя чувствуется, ввод был срочным - текст перепутала однажды. Но в БДТ это действительно после Призван-Соколовой самая старая актриса. Просто смотришь спектакль и ловишь себя на мысли, насколько органично вот именно тут смотрелась бы Призван-Соколова. Г-н Дитятковский, сам бывший актер МДТ, ставит крайне редко, но метко. Его прошлая вещь - "Мрамор" - которая шла аж 15 дней подряд и собрала 600 зрителей (потому как в подвале, где это игралось, могло уместиться только 40 зрителей единовременно), сразу взяла "Золотой Софит" как лучший спектакль сезона. Я "Мрамор" не видел. А посему актера Сергея Дрейдена в "Отце" постиг впервые, хотя раньше про него слышал. Кроме него, там еще мой любимый Дегтярь Валера занят, а еще Елена Попова, которая, наверное, хорошая актриса, но я от нее никогда не был в восторге. Про остальных исполнителей можно забыть. Я не критик и не смогу тебе так же увлекательно рассказать о самом спектакле, но я очень редко видел постановки, исполненные НАСТОЛЬКО сильно. На одном дыхании. Дрейден очень хорош. Это для меня просто открытие. Постарайтесь это дело не пропустить.

БДТ делает спектакль “Калифорнийская сюита” по Саймону, играть будут двое – Басилашвили и Фрейндлих. Им предстоит показать четыре разных супружеских пары. 21 февраля премьера.

За сим и откланиваюсь. Пока...

 

 


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru