Вы нам писали...
ХРОНИКИ
Хочу поделиться с Вами
впечатлениями от просмотра очередного
московского Шекспира.
Надо сказать, в воскресенье вечером
душа моя разрывалась между двумя Шекспирами:
любимым мирзоевско-сухановским (да еще и
леноморозовским) "Укрощением" и
"Хрониками" на Таганке, к просмотру которых
для меня скорее подходило слово "надо", чем
"хочу". Как Вы и понимаете, расположение мое
было не в пользу последнего. Но в кошельке уже
лежали купленные неделю назад билеты, и
проводить какие-либо манипуляции по их
ликвидации не хотелось. Последней надеждой была
отмена спектакля. Но она была напрасна. И к
счастью...
Позволю себе небольшое отступление по
поводу Таганки и моему к ней отношению. Честно
говоря, несмотря на ауру этого театра, о которой
постоянно напоминает нам телевидение, желание
идти туда у меня никогда не возникало. Мрачный он
что-ли, или неродное это мне. Не знаю. За всю свою
жизнь мне пришлось побывать на Таганке всего
один раз лет десять назад и конечно-же на
спектакле "Мастер и Маргарита" в постановке
еще не вернувшегося тогда в Россию Ю.Любимова.
Надо сказать, что попасть на этот спектакль тогда
было практически невозможно. Но в мои
студенческие годы в нас жил какой-то театральный
азарт, и не было такого спектакля, на который нам
не удалось бы стрельнуть лишний билетик. И в тот
раз он был приобретен в обход многочисленных
конкурентов в метро у входа на эскалатор (и прошу
обратить на это внимание) внизу! эскалатора за
тройную цену, что было страшным ударом по моему
студенческому бюджету. Спектакль, конечно,
оправдал мои старания. В основном качеством
постановки. На мой взгляд, поставить "Мастера и
Маргариту" практически невозможно, так как
множество сюжетных линий этого романа , а также
мистическую атмосферу передать полностью за два-
три часа представляется нереальным. А Любимову
удалось это. Особенно атмосфера. Даже Бегемот был
вполне натурален. Спектакль был ( а, по-моему, он
идет и сейчас) замечательный. Но, несмотря на
такую удачу, театр на Таганке все равно
ассоциировался у меня с мрачной Демидовой и
бородатыми грубоватыми мужиками с гитарой ( я не
имею в виду лично Высоцкого), что абсолютно не
соответствовало моему мировосприятию. Поэтому
следующее посещение этого театра и состоялость
аж через десять лет.
Ну, вернемся к "Хроникам". Как
только входишь в фойе, кажется, что за тобой
захлопнулась дверь во внешний мир, и ты
погружаешься в весьма необычную атмосферу смеси
английского средневековья и опять же
средневековья наших шестидесятых с обязательной
гитарой и интеллигентским рыцарским духом той
старой Таганки. А раз это английское
средневековье, то в руках барда на
импровизированной сцене вместо гитары, видимо,
английская лютня. Честно скажу, даже несмотря на
такое вступление, в зал мы поплелись довольно
вяло.
И вдруг были бувально вскинуты
слаженным хором дюжины великолепно поставленных
мужских голосов, сразу давших понять, что
наблюдать сегодня мы будем истинно мужские игры
с мужскими страстями, мужской определенностью, к
слову, абсолютно не характерной для искусства
нашего времени. История английского
королевского двора (хочется сказать протекала,
но нет) она маршировала настолько четко и
слаженно, настолько вся проблематика смены
поколений Ричардов, Генрихов и т.д., становилась
однозначно понятна, личность каждого из
английских самодержцев, определенная в
нескольких штрихах, вырисовывалась настолько
ясно, что создавалось впечатление , что за два
часа ты прочел полную Историю государства
Английского. Все это, кстати, и благодаря
великолепной дикции актеров, какой мне не
приходилось слышать за последние лет десять ни в
одном театре. Казалось, все срежиссировано и
устроено так, чтобы ни одно слово, ни одно
движение артиста на сцене не ускользало от
внимания зрителей.
По прошествии получаса меня начало
охватывать легкое волнение. Что-то это действо
мне напоминает! Шла сцена небольшой пирушки. В
голове мелькнула фраза: "Вечер воспоминаний
сотрудников вертолетного КБ". Не хочу, чтобы
меня поняли превратно. К людям, которые
подразумеваются под этими "сотрудниками", я
отношусь очень трепетно. К ним причисляю я и свою
профессуру из технического вуза, в котором были
проведены мои студенческие годы, и тех, кто до сих
пор в силу своего возраста, принципов, а может
быть и регидности работает в вузах, НИИ и КБ. Да,
абсолютно точно. Это они. И очки. Представляете?
Роговые старинные очки на актерах довольно
преклонного возраста и в то же время их такие
задорно-интеллигентские манеры, пришедшие со
времен шестидесятых-семидесятых с их походами,
стройотрядами, а также самоотверженной научной
карьерой, напоминающей фильм "Девять дней
одного года" про физиков-атомщиков. И мне стало
абсолютно понятно, о чем этот спектакль. Он о
судьбе поколения с точки зрения самого
поколения. Поколения шестидесятых. Здесь и
проблемы, которыми они жили и живут, которые для
них были открытиями, а для нас сегодня являются
очевидными. В процессе смены английской власти
раскрываются мужская дружба и предательство,
отец и сын по разные стороны баррикад, а ,
следовательно, враги,этакие Павлики Морозовы
(ведь именно тогда впервые задумались о
кощунственности его поступка), и карьеризм
молодого короля, ждущего смерти своего отца, и
даже бессилие этого поколения, вернее мужчин
этого поколения на определенном этапе нашей
истории, и песни а ля Окуджава и Высоцкий, и, как
завершающий этап, юродивый у власти. Мне кажется,
что этим людям таким юродством представляется
сегодняшняя наша жизнь в силу их возраста,
принципов и мировоззрения (узнать точно не могу,
так как даже родители мои их значительно моложе).
Хотелось бы замолвить два слова о
молодежи, занятой в спектакле. Безусловно,
чувствуется давление на них и муштра Любимова. Но
результат этой муштры - четкость и слаженность
постановки. На самом деле, молодежь кажется
выпавшей из своего времени, попавшей под ауру
"профессуры". И похожи они опять же на
увлеченных студентов-отличников. И не случайно,
юродивый, пришедший к власти, напоминает
лысеющего вечного аспиранта или младшего
научного сотрудника, рубаху-парня,периодически
бегающего за пивом для старших товарищей. Я
думаю, многие таких видели в студенческую
бытность. Ну а под занавес был приготовлен
сюрприз в виде двух барышень, по сюжету взявших
власть в руки в эпоху мужского политического (а
может и не только) бессилия.Супер. Две такие
змеюки....кобрушки....вцепятся - конец. Ощущение,
что их на цепи за сценой держали....долго..... дня
три без еды и воды. Играли, конечно, здорово.
Эдакие Лены Морозовы, но под диктатом. Шаг влево,
шаг вправо расстрел. Но в пределах можно. Не
правда ли похоже на вынужденный девиз этого
поколения? Правда, девушки молодые...
Вот такие два часа воспоминаний , как
мне кажется, одного из самых интересных
поколений эпохи советской власти. И встретиться
с ним было очень приятно, может еще и потому, что
бывший вуз мой технический находится совсем
недалеко от Таганки, а я сегодня - совсем в другом
мире.
P.S. Во время спектакля периодически открывались
стеклянные двери на улицу, слышался шум машин,
проходили по улице актеры в старинных одеяниях,
останавливались ошарашенные прохожие.
Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное | |
мнение, строго не рекомендательного характера! |
ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ