Вы нам писали...

 

ХРОНИКИ

    Хочу поделиться с Вами впечатлениями от просмотра очередного московского Шекспира.
    Надо сказать, в воскресенье вечером душа моя разрывалась между двумя Шекспирами: любимым мирзоевско-сухановским (да еще и леноморозовским) "Укрощением" и "Хрониками" на Таганке, к просмотру которых для меня скорее подходило слово "надо", чем "хочу". Как Вы и понимаете, расположение мое было не в пользу последнего. Но в кошельке уже лежали купленные неделю назад билеты, и проводить какие-либо манипуляции по их ликвидации не хотелось. Последней надеждой была отмена спектакля. Но она была напрасна. И к счастью...
    Позволю себе небольшое отступление по поводу Таганки и моему к ней отношению. Честно говоря, несмотря на ауру этого театра, о которой постоянно напоминает нам телевидение, желание идти туда у меня никогда не возникало. Мрачный он что-ли, или неродное это мне. Не знаю. За всю свою жизнь мне пришлось побывать на Таганке всего один раз лет десять назад и конечно-же на спектакле "Мастер и Маргарита" в постановке еще не вернувшегося тогда в Россию Ю.Любимова. Надо сказать, что попасть на этот спектакль тогда было практически невозможно. Но в мои студенческие годы в нас жил какой-то театральный азарт, и не было такого спектакля, на который нам не удалось бы стрельнуть лишний билетик. И в тот раз он был приобретен в обход многочисленных конкурентов в метро у входа на эскалатор (и прошу обратить на это внимание) внизу! эскалатора за тройную цену, что было страшным ударом по моему студенческому бюджету. Спектакль, конечно, оправдал мои старания. В основном качеством постановки. На мой взгляд, поставить "Мастера и Маргариту" практически невозможно, так как множество сюжетных линий этого романа , а также мистическую атмосферу передать полностью за два- три часа представляется нереальным. А Любимову удалось это. Особенно атмосфера. Даже Бегемот был вполне натурален. Спектакль был ( а, по-моему, он идет и сейчас) замечательный. Но, несмотря на такую удачу, театр на Таганке все равно ассоциировался у меня с мрачной Демидовой и бородатыми грубоватыми мужиками с гитарой ( я не имею в виду лично Высоцкого), что абсолютно не соответствовало моему мировосприятию. Поэтому следующее посещение этого театра и состоялость аж через десять лет.
    Ну, вернемся к "Хроникам". Как только входишь в фойе, кажется, что за тобой захлопнулась дверь во внешний мир, и ты погружаешься в весьма необычную атмосферу смеси английского средневековья и опять же средневековья наших шестидесятых с обязательной гитарой и интеллигентским рыцарским духом той старой Таганки. А раз это английское средневековье, то в руках барда на импровизированной сцене вместо гитары, видимо, английская лютня. Честно скажу, даже несмотря на такое вступление, в зал мы поплелись довольно вяло.
    И вдруг были бувально вскинуты слаженным хором дюжины великолепно поставленных мужских голосов, сразу давших понять, что наблюдать сегодня мы будем истинно мужские игры с мужскими страстями, мужской определенностью, к слову, абсолютно не характерной для искусства нашего времени. История английского королевского двора (хочется сказать протекала, но нет) она маршировала настолько четко и слаженно, настолько вся проблематика смены поколений Ричардов, Генрихов и т.д., становилась однозначно понятна, личность каждого из английских самодержцев, определенная в нескольких штрихах, вырисовывалась настолько ясно, что создавалось впечатление , что за два часа ты прочел полную Историю государства Английского. Все это, кстати, и благодаря великолепной дикции актеров, какой мне не приходилось слышать за последние лет десять ни в одном театре. Казалось, все срежиссировано и устроено так, чтобы ни одно слово, ни одно движение артиста на сцене не ускользало от внимания зрителей.
    По прошествии получаса меня начало охватывать легкое волнение. Что-то это действо мне напоминает! Шла сцена небольшой пирушки. В голове мелькнула фраза: "Вечер воспоминаний сотрудников вертолетного КБ". Не хочу, чтобы меня поняли превратно. К людям, которые подразумеваются под этими "сотрудниками", я отношусь очень трепетно. К ним причисляю я и свою профессуру из технического вуза, в котором были проведены мои студенческие годы, и тех, кто до сих пор в силу своего возраста, принципов, а может быть и регидности работает в вузах, НИИ и КБ. Да, абсолютно точно. Это они. И очки. Представляете? Роговые старинные очки на актерах довольно преклонного возраста и в то же время их такие задорно-интеллигентские манеры, пришедшие со времен шестидесятых-семидесятых с их походами, стройотрядами, а также самоотверженной научной карьерой, напоминающей фильм "Девять дней одного года" про физиков-атомщиков. И мне стало абсолютно понятно, о чем этот спектакль. Он о судьбе поколения с точки зрения самого поколения. Поколения шестидесятых. Здесь и проблемы, которыми они жили и живут, которые для них были открытиями, а для нас сегодня являются очевидными. В процессе смены английской власти раскрываются мужская дружба и предательство, отец и сын по разные стороны баррикад, а , следовательно, враги,этакие Павлики Морозовы (ведь именно тогда впервые задумались о кощунственности его поступка), и карьеризм молодого короля, ждущего смерти своего отца, и даже бессилие этого поколения, вернее мужчин этого поколения на определенном этапе нашей истории, и песни а ля Окуджава и Высоцкий, и, как завершающий этап, юродивый у власти. Мне кажется, что этим людям таким юродством представляется сегодняшняя наша жизнь в силу их возраста, принципов и мировоззрения (узнать точно не могу, так как даже родители мои их значительно моложе).
    Хотелось бы замолвить два слова о молодежи, занятой в спектакле. Безусловно, чувствуется давление на них и муштра Любимова. Но результат этой муштры - четкость и слаженность постановки. На самом деле, молодежь кажется выпавшей из своего времени, попавшей под ауру "профессуры". И похожи они опять же на увлеченных студентов-отличников. И не случайно, юродивый, пришедший к власти, напоминает лысеющего вечного аспиранта или младшего научного сотрудника, рубаху-парня,периодически бегающего за пивом для старших товарищей. Я думаю, многие таких видели в студенческую бытность. Ну а под занавес был приготовлен сюрприз в виде двух барышень, по сюжету взявших власть в руки в эпоху мужского политического (а может и не только) бессилия.Супер. Две такие змеюки....кобрушки....вцепятся - конец. Ощущение, что их на цепи за сценой держали....долго..... дня три без еды и воды. Играли, конечно, здорово. Эдакие Лены Морозовы, но под диктатом. Шаг влево, шаг вправо расстрел. Но в пределах можно. Не правда ли похоже на вынужденный девиз этого поколения? Правда, девушки молодые...
    Вот такие два часа воспоминаний , как мне кажется, одного из самых интересных поколений эпохи советской власти. И встретиться с ним было очень приятно, может еще и потому, что бывший вуз мой технический находится совсем недалеко от Таганки, а я сегодня - совсем в другом мире.
P.S. Во время спектакля периодически открывались стеклянные двери на улицу, слышался шум машин, проходили по улице актеры в старинных одеяниях, останавливались ошарашенные прохожие.

Bavard Bavard

 

 

 


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru