Очень личная
"...время текло и текло
и Бог сидел неподвижно на своей вечной скамеечке"
Олдос Хаксли

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ДРАМАТУРГ

Ты меня никогда не спрашивала, друг мой Маша, о моем любимом драматурге, но я тебе все же расскажу. Хочу оговорить заранее, что писать о великом и близком крайне тяжело. Но, лежа на родном балконе под палящем солнцем, меня все же опять потянуло и я не могу отказать себе в этом удовольствии.
     Вкратце - зовут Теннеси Уильямс, 1911-1983, американец по рождению, человек мира, как и все гении. Много видел, много страдал, многое понимал. Пытался поделиться с окружающими своим открытием жизни в литературе и в драматургии. Делал это блестяще, но на Родине долгое время признан не был. Скажем, пьесу "Орфей спускается в ад" переделывал четыре раза. - начиная с названия (первоначальное - "Битва ангелов"). Как водится, теперь в Америке существует литературный фестиваль Теннеси Уильямса, всякие там конкурсы, премии, институты по изучению. Это нормально, это жизнь. Об этом, собственно, он и писал - о жизни.
     Поскольку у нас с тобой "Театральный роман", давай и разборки устроим театральные, а не философские. Ставят Теннеси Уильямса везде, даже в Японии. Я стараюсь смотреть все идущие у нас пьесы Теннеси. Несмотря на достойный оригинала перевод В.Вульфа, почитать его мало где можно - он практически не издается, да и читать пьесы - это что-то наподобие переписки по интернету - вроде интересно, но даже почерка человеческого и того нет, не говоря уже о голосе и собственно натуре. В московских театрах Теннеси Уильямс представлен очень широко, правда не всегда успешно.
     Начнем за здравие. Два спектакля - "Кошка на раскаленной крыше" и "Трамвай "Желание" гремели некогда в Маяковке. "Кошка" - совершенная роскошь. Стопроцентное актерское попадание там сочетается с замечательной трактовкой А.Гончарова. Пьеса вселенская, объять необъятное невозможно, и Гончаров очень по-театральному мудро сакцентировал действие лишь на отдельных линиях этой общечеловеческой драмы. Прежде всего это образ Большого Па - гениальное воплощение А.Джигарханяна - всемогущий хозяин жизни лицом к лицу со смертью. И если французы присвоили нашему Б.Тенину звание лучшего Мегрэ, то американцы просто обязаны присвоить А.Джигарханяну звание лучшего Большого Па. С.Немоляева и А.Лазарев давали жару в вариациях на тему типичной семейки "средних американцев"-дебилов. Глядя на их замечательные типажи, наши родные Чеховские обыватели кажутся милыми ангелочками с крылышками.
     Следующая пьеса - "Трамвай "Желание". Здесь уже актерская реализация послабее, блестящ лишь тот же А.Джигарханян. Но концовка, сделанная А.Гончаровым, была настолько потрясающа, что вызывала из глубин зрительских душ такое давно похороненное понятие, как сострадание. Да и главная тема пьесы - о том, что, может быть, не стоит уничтожать себе неподобных - звучала по нарастающей и прямо-таки отпечатывалась в сознании.
     Сейчас, к сожалению, эти замечательные спектакли не идут, и, хотя песок - неважная замена овсу, поговорим о том, что можно увидеть в наших театрах ныне. Во МХАТе идет "Молочный фургон не останавливается больше здесь". Поставлен спектакль под замечательную актрису Т.Лаврову , но так и хочется сказать, что основной носитель идеи автора - собственно Он. Структура пьесы такова, что в течение двух с половиной часов ничего не происходит, а в конце получаешь удар наотмашь такой силы, что потом долго не можешь очухаться. И касается это все, собственно, никак не Т.Лавровой, при всем моем к ней уважении. А Он слаб, немощен и хил во всех отношениях, особенно, что касается актерской игры, на что Теннеси Уильямс никак не рассчитывал.
     В Маяковке есть спектакль "В баре токийского отеля". Вещь сама по себе размытая, на сцене театра выглядит вообще никакой, хотя я лично с удовольствием посмотрела на О.Яковлеву, которую очень люблю.
     В театре Современник недавно поставили "Предупреждение малым кораблям". В пьесе главный герой отсутствует, в центре внимания находятся некие зарисовки с натуры, но это все же не предполагает полное отсутствие актерской игры. Может быть, мне просто не повезло - я не видела Лию Ахеджакову, которая там играет в паре, но сие дело поправимое. Будем надеется, что спектакль она вытягивает.
     В театре Гоголя идет бенефисная вещь - "Костюм для летнего отеля", но играет актер Скотта Фицджеральда откровенно слабо. Сама вещь, конечно, - блеск. Действие пьесы захватывает с первой минуты - это сплошная динамика. Фантасмагорическая реальность жизни и творчества американского писателя, трагедия его жены - все это безраздельно властвует сознанием и бытием, но, увы, трактовка театра крайне слаба.
      Совсем сомнительное мероприятие - "Старый квартал" в т-ре О.П.Табакова. Во-первых, это рассказ, во-вторых, автобиографическая вещь. О грустном не будем, а из удач отметим прекрасную актерскую работу В.Егорова .
      В.Андреев поставил в театре Ермоловой "Битву ангелов" (больше известна под названием "Орфей спускается в Ад"). Ничего хорошего о спектакле сказать не могу, плохое не хочется. Оживляет это тоскливое зрелище лишь пара "вторых" теток, но от них очень быстро устаешь, как от оранжевого фона на экране.
      И, наконец, "Стеклянный зверинец" в театре Вишневый сад не имеет того болевого воздействия, на которое рассчитана пьеса, а ведь наивная жестокость - черта столь распространенная в широких "средних" массах - штука страшная и неискоренимая.
      Еще одна пьеса "Камино Реаль" идет в каком-то подозрительном театре, не помню даже в каком, я еще не смотрела, но все впереди.
      Подведем итоги - лучше несколько раз увидеть, да и почитать оригинал не грех. Сие же послание будем считать облегченным путеводителем.
Не забудь сделать скидку на жару

 


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru