Большой зал Московской консерватории имени П.И.Чайковского


Орган Большого зала Орган фирмы "А.Кавайе-Колль в Париже". Заказан для нового строящегося концертного зала по совету и при содействии влиятельного французского органиста Шарля-Мари Видора, импровизации которого в парижской церкви Сен-Сюльпис слушал Чайковский во время поездки по европейским странам. Это знакомство положило начало плодотворному сотрудничеству музыкантов этих двух стран.

В 1896 г. Видор посетил Россию с концертами и провел переговоры с дирекцией консерватории о будущем органе Большого зала. Первоначально предполагалось выдать заказ знаменитой немецкой фирме "Э.Ф.Валькер", однако, Видор, будучи хорошо знакомым с симфонической музыкой русских композитор и понимая тенденции её дальнейшего развития, сумел убедить руководителей Русского Музыкального Общества и тогдашнего директора консерватории Василия Ильича Сафонова в целесообразности приобретения органа у лучшего из мастеров французской романтической школы, создателя самого типа большого симфонического органа - Аристида Кавайе-Колля. Вернувшись в Париж он передал мастеру заказ консерватории в церкви Сен-Сюльпис, куда Кавайе - Колль приходил каждое воскресенье навестить своего друга и один из лучших и любимых своих органов.

Конструирование и строительство инструмента для зала, который архитектурой и акустикой должен был соответствовать лучшим творческим замысла мастера, продолжалось более двух лет. Весной 1899 г. орган был готов. По традиции первый его монтаж состоялся в специальном зале фирмы. Но мастеру не суждено было увидеть его дальнейшей судьбы - он скончался 13 октября этого же года.

Строительство зала в Москве ещё не было завершено, и преемник мастера Шарль Мютен испытывал немалые трудности из-за невозможности монтировки органа в Москве. Складирование органа на длительный срок означало бы его гибель. По согласованию с дирекцией Русского Музыкального Общества и Сафоновым было решено показать инструмент на Всемирной Парижской выставке 1900 года в роскошном Парадном зале Русской секции на балконе второго этажа. Во время выставки на органе играли виднейшие французские органисты: Эжен Жигу, Александр Гильман, Луи Вьерн и Шарль-Мари Видор. Орган был удостоен высшей награды выставки - "Гран при".

По окончании Всемирной Парижской выставки орган был вновь разобран, перевезён и установлен на сцене Большого зала. Сборку проводили мастера фирмы Ж. Перу, Л. Оше, Р. Гензон, А. Дюмон. Общая стоимость инструмента составила 45902 рубля 73 копейки. Серьёзный вклад был сделан меценатом Сергеем Павловичем фон Дервизом, имя которого награвировано на фасаде органа. Первый концерт Ш.М. Видора на новом органе состоялся 11 апреля 1901 г. и вызвал восхищённые отзывы.

За годы существования инструмента его история тесно переплелась с историей Московской консерватории и музыкальной жизни столицы. Он стал неотъемлемым участником концертов - сольных, хоровых, ансамблевых, симфонических. На нём играли такие выдающиеся музыканты, как Эдуард Треглер, Энрико Босси, Шарль Турнемир, Ф.Э. Цабель, Б.Л. Сабанеев, Т.Х. Бубек, Ж. Хандшин, Альфред Ситтар, Иржи Рейнбергер, Вольфганг Шетелих, Карл Рихтер, Ж.Ж. Грюненвальд, Жан Гийю, Морис и Мадлен Дюрюфле, Фердинанд Клинда, Мишель Шапюи и многие другие. Долгие годы с этим органом была связана педагогическая и концертная деятельность основателя московской органной школы А.Ф. Гедике и его преемника Л.И. Ройзмана. В 1988 г. органу присвоен статус художественно-исторического памятника.

Орган пережил три ремонта: в 1958 г. (мастер Херманном Ляманном из Лейпцига), в 1968 г.(фирма "Зауэр" /Франкфурт на Одере, Германия/) и в 1975-80 гг. (фирма "Мишель, Мерклен и Кюн" /Лион, Франция/). В настоящее время органу необходима детальнейшая реставрация, которая может быть произведена только после реставрации самого Большого зала и обеспечения в нём стабильного температурнло-влажностного режима, а также восстановления оригинальных акустических условий.

Мануал органа Орган обладает тремя мануалами, педальной клавиатурой. 50 регистров /3136 труб/ /96 - проспектных, из которых 15 труб третьего этажа - декоративные/, механическая с применением рычага Баркера игровая трактура, механическая регистровая трактура. 12 основных виндлад (системы шлейфладе), 2 парных магазинных меха, 7 регулировочных мехов.

Диспозиция

 

PEDALE
/До-соль'/

CRAND ORGUE
/До-соль'''/

Flute 32' Montre 16'
Contrebasse 16' Bourdon 16'
Soubasse 16' Montre  8'
Flute  8' Flute harmonique  8'
/Violoncelle  8'**/ Violoncelle  8'
Plein jeu 5 rgs. Bourdon  8'
Bourdon  8' Prestant  4'
Flute  4'

/jeux de combinaison/

Bombarde 16' Ouinte 2 2/3'
Trompette  8' Doublette  2'
Clairon  4' Plein jeu 5 rgs.
Cornet 5 rgs.
Bombarde 16'
Trompette  8'
Clairon  4'

POSITIF EXPRESSIF
/До-соль'''/

RECIT EXPRESSIF
/До-соль'''/

Quintaton 16' Bourdon 16'
Plein jeu 4 rgs. Diapason  8'
Salicional  8' Flute traversiere  8'
/Unda maris  8'*/ Viole de Gambe  8'
/Flute conique  8'**/ Voix celeste  8'
Flute harmonique  8'*** Flute octaviante  4'
Cor de nuit  8' Basson et Hautbois  8'
Principal  4'
Flute douce  4'

/jeux de combinaison/

Doublette  2' Otavin  2'
Cornet 5 rgs. Plein jeu 4 rgs.
Trompette  8' Basson 16'
Basson  8' Trompette  8'
Cromorne  8' Clairon harmonique  4'
Tremolo

/Chamade/

Trompette  8'
Clairon  4'

C.O/Ped, Pos/Ped, Rec/Ped,
Anches Ped, Cham, G.O, Pos, Rec,
octaves graves G.O, Pos, Rec.,
Barker G.O, Pos/G.O, Rec/G.O, Rec/Pos,
octaves graves Recit/G.O.,
Expressions Pos, Rec.

/*регистр, заменённый при установке в 1901 г./
/**регистры, заменённые при ремонте 1958 г./
/***регистр, переставленный на той же виндладе/


Переход к Перечню разделов Переход на предыдущую страничку