Сергей Михайлович
Ляпунов

(18.11.1859 — 8.11.1924 гг.)


Ляпунов Сергей Михайлович (18.11.1859 — 8.11.1924 гг.) — композитор, пианист, дирижёр. Родился в семье учёного-астронома. Его первой учительницей музыки была мать. В 1870 г. его семья переселилась в Нижний Новгород. В 1873—78 гг. занимался в музыкальных классах при Нижегородском отделении Русского музыкального общества под руководством В.Ю. Виллуана (фортепиано и теоретические предметы). В эти годы начал сочинять и часто выступал в концертах. В 1883 г. окончил Московскую консерваторию как композитор и пианист. Занимался у Н.А. Губерта, С.И. Танеева теория композиции) и В.И. Вильборга, К. Клиндворта, П.А. Пабста (фортепиано).

В 1883 г. впервые выступил публично как композитор и дирижёр. Переехав в Петербург, познакомился с М.А. Балакиревым, Н.А. Римским-Корсаковым, В.В. и Д.В. Стасовыми, А.К. Глазуновым, А.К. Лядовым. С 1890 г. преподавал музыкальные предметы в Николаевском кадетском корпусе, с 1892 г. служил чиновником особых поручений в Государственном контроле. Летом 1893 г. по заданию Руссского географического общества совершил поездку по Вологодской, Вятской, Костромской и Ярославской губерниям для собирания народных песен (совместно с Ф.М. Истоминым, записывавшим тексты). Результатом экспедиции явился сборник «Песни русского народа» (изд. 1899 г.). В 1894—1902 гг. был помощником управляющего Придворной певчей капеллы. Оставив службу в капелле, занимался композиторской и концертной деятельностью (выступал как пианист и дирижёр), а также принял участие (совместно с Балакиревым) в издании первого наиболее полного собрания сочинений М.И. Глинки (выпущено в свет издательством П.И. Юргенсона в Москве), в которое вошли оперы, симф., камерные и хор. произв., значит. часть романсов и фп. пьес. Л. многое сделал для увековечения памяти своего друга и наставника М.А. Балакирева (вскоре после его смерти написал биографический очерк, позже работал над монографией, закончил и инструментовал ряд произведений Балакирева).

В 1908 г. Ляпунов был избран директором Бесплатной музыкальной школы, а в 1913 г. председателем Бесплатных музыкальных классов им. Глинки. В 1910—23 гг. профессор Петербургской консерватории (класс фортепиано, с 1917 г. он ведет также классы практических сочинений, контрапункта и фуги). Среди его учеников — 3.О. Шандаровская, Н.И. Голубовская, А.Д. Бушен, И.А. Шкаровская (класс фортепиано), П.Б. Рязанов, Г.М. Римский-Корсаков, А.А. Кенель, В.М. Богданов-Березовский (теоретические классы). В 1917 г. Ляпунов преподавал в Музыкальном институте. С 1919 г. заведовал школой специального музыкального образования (впоследствии 4-й Государственный музыкальный техникум), где и преподавал. С этого же года был профессором Института истории искусств, читал несколько лет курсы истории русской музыки, русской фортепианной музыки, русской песни. В 1921 г. (в течение полугода) заведовал Народной хоровой академией (бывшая Придворная певчая капелла). Продолжал также концертные выступления.

В 1923 г., получив отпуск в консерватории, Ляпунов выехал на гастроли, а также для отдыха и лечения за границу (Германия и Франция). Состоялось несколько его выступлений в Париже (в т. ч. авторский концерт в концертном зале Гаво). 8 ноября 1924 г. за несколько часов до очередного концерта он умер от сердечного приступа. Был похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.

Творчество Ляпунова продолжает традиции «Могучей кучки». Отсюда народно-песенный тематизм, восточный колорит, программность, звукоизобразительность. В его музыке заметно влияние народно-эпического симфонизма А.П. Бородина, яркой образности оркестровых поэм и виртуозного пианизма М.А. Балакирева. В его сочинениях появляются некоторые новые мотивы. Так, во 2-м фортепианном концерте (1909 г.) заметно стремление к лирике углублённо-созерцатедбного склада. Талант Ляпунова шире и разнообразнее проявился в фортепианном творчестве. Здесь охвачен большой круг тем и настроений, начиная от глубоких по содержанию «Двенадцати этюдов высшего исполнительского мастерства» до картинок из детской жизни. Для фортепианных произведений характерны монументальность, красочность, а также изящество мелодич. рисунка и выигрышное с точки зрения пианизма изложение.


Переход к Перечню разделов