Феликс
Мендельсон

(1809—1847 гг.)


Мендельсон (Мендельсон-Бартольди) Феликс — немецкий композитор, пианист, органист, дирижёр, общественный деятель. На формирование эстетических взглядов Мендельсона значительно повлияло общение с видными представителями научной и художественной интеллигенции (В. Гумбольдт, Г. Гейне, Э. Т. А. Гофман, К. М. Вебер, Н. Паганини); большую роль сыграли многолетний контакт с И. В. Гёте, привившим Мендельсону симпатии к классическому искусству, а также курс лекций Г. Гегеля по эстетике, который был прослушан им в Берлинском университете.

Свидетельством ранней творческой зрелости Мендельсона стало создание увертюры к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1826 г.) Значительным событием в музыкальной жизни того времени было исполнение Мендельсона после многолетнего забвения «Страстей по Матфею» И.С. Баха (1829 г.). Одновременно Мендельсон приобретал славу композитора, пианиста, скрипача. В 1829—1832 гг. Мендельсон путешествовал по Европе, дорожные впечатления отразились в «Итальянской», «Шотландской» симфониях и других сочинениях.

В 1833 г. Мендельсон руководил Нижнерейнскими музыкальными фестивалями, в 1833— 1835 гг. он уже музик-директор в Дюссельдорфе (под его управлением впервые исполнены многие произведения Г.Ф. Генделя, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена). С 1835 г. он - дирижёр и руководитель оркестра Гевандхауза в Лейпциге, снискавшего благодаря Мендельсону мировую известность. В 1843 г. по его инициативе открылась Лейпцигская консерватория.

Мендельсон — один из крупнейших представителей немецкого романтизма, тесно связанный с классическими традициями, но искавший новый тип выразительности. Его музыка отличается стремлением к ясности и уравновешенности, ей присущи элегичность тона, опора на бытовые формы музицирования и интонации немецкой народной песни.


Переход к перечню разделов