Пойдем в Кино
"Не в Монтене, а во мне самом находится то, что я в нем вычитываю"
Блез Паскаль

 

В ПРИСУТСТВИИ КЛОУНА

       Не могу сказать, что я поняла дословно, все, что хотел сказать нам Бергман. Для этого желательно быть мужчиной и гением. Скажем, Бергмана бы понял Л.Н.Толстой, хотя может и не согласился бы с ним. К примеру, с притчей о человеке, который так долго шел к своей цели, что сама дорога стал волновать его гораздо больше, чем цель. Но некоторые вещи вполне ясно считывала даже я.
     Отношение Ингмара Бергмана к кино и театру - не новость. Необыкновенно усилило эффект театральности картины то, что телевизионку проецировали на большой экран. Неяркий блик на минуту выхватывает из темноты восковые лица. Обрыв незадачливого киносеанса не смущает зрителей. И, попив кофейку, удобно устроившись, они становятся свидетелями импровизированного спектакля, где драма и фарс слились в одну пьесу - жизнь. Их лица тепло освещены и мы можем их рассмотреть, увидеть их отношение к происходящему. Да, уж, сравнение было явно не в пользу кино, а из уст Бергмана прозвучало скорее, как приговор, нежели рассуждение.
     Лихо прошелся Бергман по зрителям и "фанатикам" искусства. Случайные люди, зашедшие от скуки, или потому, что "надо быть в курсе". Или те, кто намеренно подменяют свою жизнь театром, где драма лишь проходит перед глазами, чуть задев чувства или мысли, не меняя ничего в жизни. Те, которые спят в театре. Большинство из них не смущает невозможно дребезжащее исполнение Шуберта, чье авторство можно узнать лишь по тому, что именно он был заявлен к исполнению. И, практически, ни кого не волнует историческое несоответствие и явное вранье. Но, несмотря на общий жесткий бергмановский стиль повествования, режиссер по своему ласков к этим странным людям, которые и угольку в печку подбросят, и поддержат своим вниманием в трудную минуту. Они обладают редчайшими качествами - чувством благодарности, открытости к восприятию, стремлением к пониманию и сопереживанию. Они необходимы театру, также как театр им. Искать причины в данном случае - труд излишний...
     Конечно, все что касается визуальной и философской выстроенности картины - выше всяческих похвал. Типажи, ситуации, монологи, истинно бергмановские крупные планы, которые, зачастую, говорят больше слов. Изумительно характерные персонажи и великолепные актерские работы, которые определены четкими решениями бергмановского стиля. Первое появление клоуна - ослепительно красиво сделанный кадр, но ледяной мертвенный свет скорее чужд эстетике Бергмана, и не повторяется вновь. С присутствием Клоуна сживаешься, так же, как и с остальными персонажами. Наверное, это и есть мудрость.
     Последние кино-, вернее, телеоткровения Бергмана страдают той же несдержанной агрессией, как и главный герой. У меня сложилось ощущение, что Бергман говорит нам:"Я уже все сказал, все объяснил, чего Вы еще от меня хотите? Оставьте меня в покое - гений я или нет - Великий Клоун все равно переиграет меня. Да, я боюсь его. Потому, что он или, если хотите -она, вот кто - режиссер от Бога. И кем бы мы ни были, что бы ни старались сделать - главный режиссер присутствует, теперь уже зримо, лишь изредка скрываясь в кулисах, дабы мы, "гении", могли еще подергаться, потешить себя сознанием того, что мы еще не тонем..." Хотя фильм во многом далек от автобиографического. Скорее похож на ту философскую притчу о дороге...
    Всем гениям всех времен и народов всегда хотелось покинуть сумасшедший дом их собственной жизни. Многочисленные жены и поклонницы - и экзальтированная оригинальность и серая преданность в больших количествах утомляют в одинаковой степени. Рауты, призы, паппараци: бесконечный и бесполезный водоворот людей и событий - не удивительно, что путь становится дороже цели. Ведь путь - это жизнь, а финал... Финал все стараются отодвинуть, хотя бы не на долго...

 


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru