|
Дубинец Е. А.
Знаки
звуков. О современной музыкальной
нотации.
Очерки о
музыкальной нотации ХХ века создают
представление о многогранности
музыкальных направлений ХХ века, о связи
музыки с общим современным
миропониманием и философией, а также о
взаимообусловленности современных
композиторских техник и способов их
фиксации. В книге даются классификация и
дефиниции видов современной нотации,
ставится проблема нотации как
семиотической системы. Анализируется
нотационное творчество выдающихся
современных композиторов всего мира и
приводится большое количество
малоизвестных российскому читателю
нотных примеров. Издание содержит
обширный справочный аппарат.
Книга
адресована музыковедам, дирижерам,
композиторам, исполнителям, студентам
музыкальных учебных заведений и
просвещенным любителям музыки.
Стоимость
книги эквивалентна $2,
ее распространением в Москве занимается
Александр Френкель (095-449-0791, электронный
адрес frenkelina@mtu-net.ru),
в Киеве – Вячеслав Дубинец (044-227-0503, dubinets@ukrpack.net),
в США – автор, Елена Дубинец (425-401-2942, sdub@iname.com).
***
OТ
АВТОРА
Предлагаемая книга
посвящена малоизученной в российском
музыковедении проблеме – современной
нотной записи. Одной из важных задач
этого исследования стало выявление
взаимоотношений между композиторским
замыслом и способами его фиксации. Идея
этой книги возникла в процессе
подготовки к защите кандидатской
диссертации и к лекциям по истории современной
нотации в Московской консерватории и
была реализована благодаря работе
автора в российских и зарубежных
библиотеках, а также переписке и личному
общению со многими современными
композиторами (такими, как Э. Браун, Ф. Гласс,
В. Екимовский, Д. Кейдж, М. Копытман,
Д. Крам, В. Мартынов, О. Раева, Д. Рокберг,
И. Соколов, В. Тарнопольский), музыковедами
и исполнителями (среди которых
замечательные исполнители современной
музыки М. Пекарский и А. Батагов и
их коллеги).
В
книге исследуется история современной
нотной записи, ее символика и методика.
Даются классификация и дефиниции видов
современной нотации, ставится проблема
семиотики и нотации, анализируются
корреляции между нотной записью и
отдельными музыкальными направлениями
(такими, как микротоновая музыка,
алеаторика, полистилистика, “театр
смешанных средств” и “инструментальный
театр”, минимализм, электронная музыка),
взаимозависимость способов нотации и
творчества некоторых выдающихся
современных композиторов (К. Штокхаузен,
М. Кагель, Д. Кейдж, Д. Крам, С.
Губайдулина). В первой главе приводится
краткий справочник важнейших символов и
знаков современной нотации и описываются
“искусственные” реформаторские
системы нотной записи (Клаварскрибо,
Эквитон, система А. Шёнберга и
др.), а также кратко характеризуется
основная мировая литература по современной
нотации. В
книге рассматриваются партитуры
композиторов всего мира, многие из
которых до сих пор не известны
российскому читателю, как и большинство
приводимых здесь нотных примеров. Особо
исследуется музыка США, и в сравнении с
европейской музыкой раскрываются ее
различные малоизвестные аспекты.
Книгу дополняет справочный материал:
краткие биографические сведения о
музыкантах ХХ века; указатель важнейших
терминов и понятий; указатель имен
композиторов, их произведений и
исполнителей; библиография; список
нотных примеров.
***
РЕЦЕНЗИИ
НА КНИГУ
Проблема
нотации в музыке ХХ века – один из
важнейших вопросов теории, истории и
практики композиторского творчества
нашего времени. И исследование,
посвященное этой проблеме,
представляется не только актуальным, но
архиактуальным. Труд очень серьезный,
качественный и полезный для музыкантов.
Виктор
Екимовский
Потрясающая
работа! Огромная, обстоятельная! Столько
примеров! Мне очень нравится тон работы
– серьезный и вместе с тем осторожно-скромный.
Иван
Соколов
Книга очень
нужная, богатая материалом и идеями.
Ценность книге придает использование
большого количества источников -
музыкальных и научно-литературных.
Концепция автора достаточно
аргументированна. Книга хорошо
выстроена.
Юрий
Николаевич Холопов
Книга Е. А. Дубинец – первое
развернутое исследование по одной из
важнейших проблем современной
музыкальной культуры – новейшей
нотации. Автор охватывает музыку
глобально, держит в поле зрения
композиторов всего мира. Особая заслуга
автора – раскрытие многонаправленности
творчества американских композиторов (Новый
Свет - в новом
свете). Благодаря обращению к наиболее
новаторским тенденциям и достижениям
музыкального искусства ХХ века, Е. А. Дубинец рисует
современный музыкальный мир в свете его
перспектив на будущее.
Валентина
Николаевна Холопова
Структура работы
вполне удачна и отличает ее от известных
хрестоматий по нотации уровнем
обобщений и системностью подхода.
Александр
Сергеевич Соколов
Разнородный
материал удивительно полно и подробно
исследован и систематизирован. Мне
представляется необходимым ввести
учебный курс современной нотации для
композиторов, исполнителей и музыковедов
на основе книги Е.
А
.Дубинец.
Владимир
Тарнопольский
К теоретическим
достижениям диссертации относится
авторская систематизация современных
типов нотации. Трудно переоценить это
достижение, имея в виду то обстоятельство,
что многообразная и пестрая картина
современной нотации вообще трудно
поддается логической дедукции. Автор
вносит собственные терминологические
коррективы. Приятно отметить, что новые
понятия и термины мотивируются самой
необходимостью исследуемого материала и
не являются самоцелью.
Сергей
Лебедев.
Определяя
научную новизну работы, я бы
акцентировала не только (и не столько)
объект и материал исследования, сколько
научные положения, касающиеся
современной музыкальной нотации – ее
систематизации и методики описания,
терминологии и семантики. Книга
представляет собой основательное
исследование, в котором, с одной стороны,
сосредоточено научное знание о
современных методах композиции, а с
другой – о формах фиксации
художественных замыслов.
Наталья
Сергеевна Гуляницкая
Будучи
фактом сугубо академической науки, книга
Е. А. Дубинец, тем не менее, могла бы быть
полезна в практике музыкальной массовой
культуры.
Дмитрий
Ухов
Сам тон
работы, объективный, деловито-спокойный,
прекрасно отвечает теме исследования,
тоже новой (работы по современной нотации
у нас практически отсутствуют),
конкретной, позволяющей поставить и
разрешить многие важные проблемы
современного композиторского творчества.
Исследование Е. А. Дубинец весьма богато
разного рода выходами за границы строго
очерченной темы.
Светлана
Савенко
***
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ
СЛОВО
Нотация
значительной части современной музыки
выглядит очень сложно и достаточно
запутанно. Необычность нотного текста,
разнообразие словесных указаний,
нетрадиционных знаков и символов часто
не позволяют быстро сориентироваться в
партитуре. Музыканту требуется немало
времени, определенных знаний и навыков,
чтобы понять намерения композитора.
Обилие
новшеств, различные, подчас
противоположные подходы к проблеме
нотации требуют внимательного изучения,
описания и систематизации, попыток
разобраться, что происходит и почему.
Если на
Западе существует достаточное
количество литературы, посвященной современной
нотации, то в России ее до последнего
времени фактически не было. Это можно
объяснить прежде всего политическими и
идеологическими условиями,
существовавшими на протяжении многих
лет.
Послевоенная
музыка была известна небольшому кругу
профессионалов и весьма неполно.
Отсутствие доступных записей и печатных
изданий было для музыкантов непреодолимым
препятствием на пути изучения
современной музыки. И хотя в последние
пятнадцать лет запреты и препятствия
казалось бы исчезли, и количество
опубликованных работ, посвященных
современной музыке в целом и современной
нотации в частности, возросло - «белых пятен»
осталось весьма и весьма много.
Информационный барьер во многом
сохранился: по-прежнему сложно получить в
достаточном количестве необходимые
аудио-, видео- и печатные материалы.
В
предлагаемой вниманию читателей книге
Елена Дубинец стремится, по мере возможностей,
заполнить эту пустоту. В отличие от
большинства отечественных работ,
посвященных современной нотации и не
имеющих фундаментального характера,
данное исследование объемно и
охватывает бóльшую часть
проблематики. Оно содержит развернутую
систематизацию, подробное описание
символов и знаков современной нотации,
перечень и описание основных и наиболее
значительных работ зарубежных авторов и
другую малодоступную и не известную
российскому читателю информацию.
Безусловным
достоинством книги является и то, что в
ней помещены важные материалы,
выходящие за пределы обозначенной темы,
не имеющие прямого отношения к нотации,
но тем или иным образом соприкасающиеся с
ней: например, дается характеристика некоторых
значительных направлений музыкального
авангарда второй половины нашего века и
характеристики стилей отдельных крупных
композиторов - сквозь призму их нотации.
Обилие
другого существенного дополнительного
материала (краткие сведения об упомянутых
в книге музыкантах ХХ века, развернутая
библиография, обширный предметный указатель
и др.) позволяет использовать книгу и как
справочное издание.
В условиях
продолжающегося дефицита музыкальной
информации, а также по-прежнему
существующего консервативного отношения
к некоторым течениям современной музыки,
книга Е. Дубинец является очень ценной
и полезной. Она безусловно будет
интересна широкому кругу музыкантов-профессионалов:
композиторам, исполнителям, музыковедам,
а в своей информационной части – и
обычным любителям музыки.
Н. С. Корндорф
|