topliteratura.gif (4465 bytes)
Содержание

Главная страница

raspor.gif (49 bytes) 

                                                                     
Фрагмент первый

    В тот ноябрьский день 1923 года было холодно и туманно, пальто не защищало от принизывающей сырости: она проникала до самых костей. Устремившись с невероятной быстротой к станции метро "Цоо" и дойдя до знаменитых часов, я ощутил такое удовлетворение, словно сделал что-то важное.
    - Прошу извинить,- сказал мне какой-то человек; он был высокого роста, чисто выбрит и улыбался. - Вы случайно не господин Пятигорский?
    - Да.
    - Замечательно! Какая удача! Борис Кройт действительно правильно вас описал. Слава богу, я нашел вас,- говорил он, сияя,- меня зовут Пауль Бозе. Я флейтист Берлинского филармонического оркестра.
    - Очень рад познакомиться.
    - Надеюсь, что рады; даже через полицию не удалось разыскать вас. Где вы живете?
    - За городом... то есть во время отпуска,- сказал я, не понимая, чего он от меня хочет.
    Бозе перестал улыбаться.
    - Ну хорошо, теперь это уже не важно,- он посмотрел на свои часы: - Главное, что я нашел вас. - Он улыбнулся снова. - Хорошо, что вы взяли виолончель с собой в город. Она вам может понадобиться.
    Я ждал.
    - Знаете ли вы музыку Арнольда Шенберга?
    - "Просветленную ночь".
    - А "Лунного Пьеро" знаете?
    - Нет, но почему вы спрашиваете?
    - Перейду прямо к делу, - сказал он. - Приблизительно через три недели у нас должно состояться исполнение "Лунного Пьеро". Сначала мы вели переговоры с виолончелистом Эвелем Штегманом, но он сомневался, стоит ли соглашаться на двадцать с лишним бесплатных репетиций. Как бы то ни было, он заболел, и мы - я имею в виду Артура Шнабеля, Фрица Штидри, Кройта и других - хотим, чтобы вы его заменили. Вопрос в том, захотите ли вы?
    - Но ведь вы меня не знаете.
    - Не имеет значения. Я знаю о вас. Музыканты, так сказать, живут слухами, и выдающийся исполнитель не может долго оставаться неизвестным, даже если он хотел бы. К тому же склонность виртуоза оставаться в тени - вещь столь же нереальная, как птичье молоко. Артур Шнабель тоже слышал о вас. Можете ли вы быть у него завтра во второй половине дня?
    Я согласился. Он дал мне адрес Шнабеля и предупредил, чтобы я пришел точно в два часа. "Мы назначили завтрашнюю репетицию без виолончели. Боже всевышний, как они удивятся!" - и он удалился, помахивая обеими руками вправо от себя, будто играя на флейте.
    Начался дождь. В Москве сейчас, наверное, идет снег, рассеянно подумал я, спеша укрыться на станции метро "Цоо". Несмотря на небольшое расстояние, я весь вымок, пока дошел. Зайдя в туалет, снял чехолл с виолончели, чтобы убедиться, не повредил ли ее дождь.
"Всегда считал, что музыка в этом месте необходима", - сказал кто-то, и вокруг рассмеялись.
    Виолончель была сухая. Я снова уложил ее в чехол и медленными шагами направился в вестибюль. Там было много народу, пережидавшего дождь. Я присоединился к ним, испытывая то чувство одиночества, которое знакомо каждому, кто голоден, замерз и промок.
    Снаружи было уже почти темно. Вскоре дождь прекратился, и я вышел на улицу. Представив себе луну, встающую за высокими деревьями Тиргартена, подумал о "Лунном Пьеро". Что это, программная музыка наподобие "Серенады" из виолончельной сонаты Дебюсси? Там тоже есть Пьеро. Он играет на мандолине перед сердитой луной. Всегда я удивлялся, почему Дебюсси заставил его играть на мандолине, а не на виолончели. Но видел ли кто-нибудь Пьеро с виолончелью. Это инструмент, созданный для рыцарей, подобных Дон Кихоту, или для таких царей, как Соломон, а не для клоунов.
    И вдруг меня охватила страшная усталость. Казалось, виолончель весила несколько тонн. Я вынужден был опереться на нее. Если бы только можно было послушать музыку! Простая мысль придала мне сил: сегодня вечером в филармонии концерт - может быть, меня впустят? И отправился туда.

(продолжение следует)



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.