topliteratura.gif (4465 bytes)
Содержание

Главная страница

raspor.gif (49 bytes) 

                                                                     
Фрагмент второй

Проникнуть внутрь через артистический вход было легко. Виолончель послужила для меня билетом. Увидев группу опоздавших, торопившихся в зал, я не мог присоединиться к ним с виолончелью в руках и поднялся в комнаты музыкантов, где надеялся пристроить ее среди других инструментов. У входа в гардероб оркестра стоял человек в нижнем белье, держа в одной руке тромбон, а в другой брюки. Он не заметил, как я поставил виолончель в угол, и спокойно удалился. Войти в зал до окончания первого номера мне не удалось, но я нашел себе место как раз перед тем, как Бузони начал Восьмую симфонию Бетховена. Необычно выглядел этот человек! Слушал я в полном восторге. Даже безумно быстрые темпы не нарушали моей радости.
    После концерта я забрал виолончель: никто ни о чем не спросил меня. Едва я ступил на порог здания, как ледяной ветер заставил остановиться и повернуть обратно. Рубашка и носки - все промокло, я отчаянно замерз. Пройдя через служебный коридор, я попал в вестибюль. Уходили последние слушатели. Затем двери заперли и наступила полная тьма.
    Безмолвие и пустота огромного здания навевали жуть. Долгое время стоял я неподвижно, с колотящимся сердцем. Казалось, я попал в западню и готов был взывать о помощи. Понимая, что никто меня не слышит, я все же не осмеливался перевести дыхание, ощупью углубляясь в темноту. Каждые несколько шагов я останавливался, чтобы определить, куда иду, и дать глазам привыкнуть. Так я медленно двигался, пока не различил полосу света, слабого и таинственного, - он словно подчеркивал огромное пространство зала.
    Я увидел дверь и вошел в ложу. Потом узнал, что это была ложа Ландекера. Я вошел. Ложа была глубокая, у стены стояла кушетка - мягкая, как я убедился, потрогав ее рукой, широкая и вдвое длиннее моего роста. Все мое беспокойство исчезло, я разделся и устроился на ночлег.
    Как здесь тепло и удобно и насколько лучше скамейки в Тиргартене, размышлял я, блаженствуя. Я собрался заснуть, но, наверное, слишком велика была радость вновь обретенного комфорта, чтобы впасть в дремоту.
    И вдруг меня охватило непреодолимое желание играть. Вскочив, я схватил виолончель и, как был - полуодетый, направился к эстраде. Не найдя двери или ступенек, ведших к ней, я вскарабкался прямо из зала, нетерпеливо схватил стул и начал играть. Звучание виолончели, фантастическое и в то же время по человечески громогласное, вернулось ко мне из погруженного во мрак необъятного зала. Захваченный удивительным ощущением, я играл до полного изнеможения. Обессиленный, но в приподнятом настроении, я наконец вернулся в ложу.
    Утром меня разбудил оркестр, игравший симфонию Шумана. Я думал, что довольно приятно отдыхать на кушетке никем не видимым и уже с утра наслаждаться прекрасной музыкой. Во время перерыва было очень легко незаметно одеться за портьерой и выскользнуть из ложи.
    В туалетной комнате я нашел мыло и чистое полотенце, а в футляре моей виолончели лежали зубная щетка, паста и бритва. С торжественностью, достойной Петрония, я завершил утро, приведя в полный порядок свою внешность. Оркестр продолжал репетировать, когда я вышел из филармонии.
    - Бpaво! - так приветствовал меня Бозе возле дома Артура Шнабеля. - Я люблю это - пунктуально, вовремя.
    - Ох уж эти оркестровые репетиции,- жаловался он, взбираясь по лестнице. - Никто ни о чем не спросит твоего мнения. Я устал слюнявить свою флейту, будто смазывать винты в машине. А здесь я могу сказать два-три словечка; в этом прелесть камерной музыки, - заключил он и позвонил у дверей.
    - Я Тереза Шнабель, - сказала очень высокая дама. - Артур в музыкальной комнате.
    Мне она сразу понравилась. Понравилось, как она произносит "Артур", ее простота и сердечное рукопожатие.
    И Шнабель приветствовал меня дружелюбно. "Остальные скоро придут", - сообщил он с партитурой в руках. - "Вы помните эту шестнадцатую, о которой мы говорили?" - обратился он к Бозе.
    Тот заглянул в партитуру:
    - Вы имеете в виду вот эту, маленькую?
    - Да, - сказал Шнабель. - После долгих споров с Штидри мы пришли к заключению, что эта шестнадцатая крайне безликая - образец отвлеченной мысли, довольно беззаботно брошенной в самую сердцевину чрезвычайно эмоционального, я бы сказал, даже нервного центра, где кажущаяся асимметричность словно подчеркивает внутреннюю упорядоченность.
    - Как завороженный слушал я низкий голос Шнабеля. Взглянув на Бозе, я увидел, что он не больше меня понимает, о чем говорит Шнабель. Хотя туповатое выражение лица Бозе было совершенно очевидным, Шнабель продолжал развивать свои мысли. Он упомянул, что-то насчет "обезьяньих мостов", о родстве между Шопенгауэром и Вагнером, но его речь прервал приход Штидри и Кройта.
    - Я рад был увидеть Бориса Кройта, с которым встретился впервые в кафе Рушо. Действительно, это благодаря ему я очутился здесь. Дружелюбный и обаятельный человек, он произвел на меня большое впечатление как замечательный скрипач и альтист.
    Мы заняли свои места. Виолончельной партии не было, и я играл по партитуре, благодаря чему получил о произведении более полное представление, чем если бы располагал только своей партией. Отдельные эпизоды своеобразной (наполовину говорком) вокальной строчки партитуры исполнял Штидри. Я не понимал, какова будет его роль в концерте. Будет он дирижировать или декламировать? Пусть он - дирижер, но разве эта пьеса нуждается в нем? Это была и вправду очень увлекательная музыка для малого состава, но ведь таковы многие сонаты, трио и другие камерные произведения.
    Что же получится, размышлял я, если виртуозу, свободно исполняющему сольную пьесу, дать дирижера? Представьте себе на эстраде двух исполнителей: один играет свиту Баха или полонез Шопена, а другой - дирижирует. Я засмеялся.
    - Что тут смешного? - сухо спросил Шнабель.
    Все посмотрели на меня.
    - Чем-то отвлекся, - объяснил я. - Прошу извинить.
    - Давайте дальше, - сказал Шнабель.
    Вскоре я полностью углубился в музыку. Восхищала ее оригинальность, и, несмотря на голод, немилосердно мучавший меня, я, кажется, играл хорошо. Все были довольны, и Шнабель больше всех.
    - Может быть, немного отдохнем? Чай сервирован в соседней комнате.
    Кроме меня, никто не торопился пить чай. Я ждал, слушая вместе с другими рассуждения Шнабеля о "Лунном Пьеро", о коммунизме и других интересных вещах. Тем не менее, чувствуя, что эта диссертация несколько затянулась, я медленно направился в соседнюю комнату, где увидел на столе бутерброды и разное печенье. Я был один.
    Это было все равно, что оставить ягненка с волком. Я начал поглощать бутерброды один за другим и работал быстро. Когда бутербродов больше не осталось, принялся за уничтожение сладостей и других менее существенных вещей. Они тоже исчезали с волшебной скоростью. Лишь когда на столе уже не осталось ничего съедобного, я присоединился к коллегам, еще внимавшим Шнабелю. Моего отсутствия никто не заметил.
    - Ну, господа, чай ждет нас...
    Все последовали за Шнабелем. Войдя в комнату, он позвал горничную: "Где же бутерброды?" - спросил он с возмущением. Я увидел, как глаза ее расширились от ужаса...
    У нас было двадцать бесплатных репетиций, и двадцать раз этот чай был моей единственной едой за весь лень. Я необычайно радовался и репетициям и бутербродам. Но больше всего ценил душевную чуткость Шнабеля, благодаря которой наши отношения перешли в прочную дружбу.

(продолжение следует)



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.