Перед возвращением в
Германию я провел в Лондоне несколько часов в
обществе Николая Метнера. Им я восхищался еще в
дни своей молодости, в Москве, где благородное
искусство этого застенчивого, деликатного
человека сделало его одним из любимейших
музыкантов. В скромной лондонской квартире он
говорил как-то неуверенно, словно хотел сказать
что-то важное, по не мог. Метнер подошел к роялю и
сыграл несколько страниц по рукописи.
Потом остановился. Выглядел он одиноким и
растерянным. "По существу, никому моя музыка не
нужна", - сказал он. "Не надо было ему
покидать Россию”,-подумал я с тяжелым сердцем,
прощаясь с этим замечательным человеком."
После выступлении с оркестром в
Дюссельдорфе, Кельне, Эссене, Дрездене и
Лейпциге, я отдохнул несколько дней в Берлине,
встречаясь с друзьями, посещая концерты.
Именно тогда я впервые услышал Андре
Сеговию. Изумительный художник, он превратил
свою интимную гитару в миниатюрный оркестр,
изобиловавший многочисленными оттенками красок
и тембров. Завороженный его мастерством, я сидел
неподвижно, пока он снова и снова играл для
восторженной публики...
Приятным сюрпризом было опять увидеть
Меровича, хотя наша встреча длилась всего
несколько часов. Он сообщил мне хорошие новости о
контракте на гастроли в США в сезоне 1929/30 года.
Саша ликовал. "Спрос на вас троих
фантастический! Некоторые олухи называют нас
счастливчиками, будто дело не в вашем таланте и
не в том, что подготовка ваших концертов
достается потом и кровью. Однако я все же должен
признать, что такая вещь. как счастье, есть на
свете, - засмеялся он. - Вот послушайте, что
произошло с Натаном в Вене. Его первое
выступление в Малом зале Музыкального общества
совпало с концертом Адольфа Буша в Большом зале в
том же здании, в тот же вечер. Это нельзя было
назвать соревнованием - ведь Натанa в Вене не
знали, а на концерт Буша все билеты были
проданы". Неторопливо, словно желая продлить
удовольствие, Мерович продолжал: "Зал был пуст,
но вы же знаете Натана. Перед тем как начать
концерт, единственное, что он сказал: "В пустом
зале моя скрипка даже лучше звучит". В ту же
минуту послышался шум публики, наполнявшей
помещение. Удивленный, Натан ждал, пока
нахлынувшие венцы не усядутся. Каждое место было
оплачено слушателями, пришедшими на концерт
Буша, отмененный в самый последний момент. Натан
уехал из Вены только после нескольких концертов
в Большом зале для многочисленной аудитории.
Завтра, в Вене, вы обо всем этом услышите сами".
Сразу же по приезде в Вену я позвонил по
телефону Отто Шульгофу, с которым мне предстояло
вечером играть. Это был отличный малый,
обладавший редкостным умением полностью сливать
звучание своего рояля с виолончелью. Крепкий
профессионал, он играл с кем угодно, где угодно и
что угодно, лишь бы ему платили. Но это никак не
отражалось на его исключительной артистической
чуткости, так что выступать с ним было одно
удовольствие. Я играл с Шульгофом во многих
странах и никогда не репетировал с ним более
одного раза.
С ужасом узнал я, что Шульгофа нет в городе
и что из-за фатального недоразумения, в котором
виноват был местный импресарио, у меня не
оказалось аккомпаниатора.
- Я разорюсь. Концерт отменить невозможно,
- стонал импрессарио. Через некоторое время он
позвонил:
- Здесь есть одни американец. Ричард
Хагема. Вы знаете его?
- Я знаю его песни, он композитор, ну так
что же ?
- Он согласен вам аккомпанировать.
Вскоре высокий человек в очках вошел в
комнату.
- Меня зовут Хагеман.
Когда вошедший сиял пальто, я увидел, что
он в концертном костюме. "Что мы сегодня
играем?" - спросил Хагеман с милой улыбкой. Я
протянул ему портфель с нотами. Он полистал их.
"Вариации Бетховена я однажды играл, сонату
Штрауса тоже, но очень давно, - сказал он. - Вы
делаете что-нибудь необычное в этих
произведениях?" - "Нет, только то, что в них
написано", - ответил я, пытаясь сохранить
спокойствие. Даже в нормальных обстоятельствах я
отчаянно нервничаю перед концертом, но теперь
еще сдерживался. И не удивительно. Играть сольный
концерт в Вене с человеком, которого вижу
впервые!
Пока я переодевался, Хагеман продолжал
знакомиться с программой - сонатами Боккерини и
Дебюсси, другими пьесами. Он ни о чем не
спрашивал, и тягостное молчания нарушил только
официант - он принес нам чай и бутерброды.
Концертный зал был рядом с отелем, и мы
решили пройтись пешком.
- Вот как раз то, что мне нужно - объявил
Хагеман, направляясь прямо к роялю, стоявшему в
артистической комнате. Я могу позаниматься, пока
вы играете Баха. Сколько длится сюита?
- Не знаю, по постараюсь не пропустить ни
одного повторения...
И вскоре я вышел на эстраду с пианистом, с
которым до тех пор не имел ни малейшего
музыкального контакта.
Произошло чудо. С первой же ноты было так,
словно мы годами играли вместе. Редко можно
достичь такого ансамблевого предвидения и
понимания даже при условии многих репетиций и
бесед. Эксперимент оказался уникальным и в
другом смысле: несмотря на возникшую тогда
многолетнюю дружбу с Ричардом, мы никогда больше
не встречались на эстраде.