topliteratura.gif (4465 bytes)
Содержание

Главная страница

raspor.gif (49 bytes) 

                                                                     
Фрагмент шестой

Для вас, сидящих за первыми пультами, эти места - лучший, вернейший трамплин к славе, часто говаривали мои коллеги по Берлинскому филармоническому. Эти "первые пульты" далеко не всегда были немцами, как, например, виолончелисты Малкин, Фельдеши, я сам, Граудан и Шустер, или скрипачи Хольст, Морис ван ден Берг и Тосси Спиваковский. "Почти все они выходят в люди", - говорили старожилы. - Сказочно! Вспомните бывшего нашего концертмейстера Эжена Изаи!".
    Я не знал, что Изаи когда-то играл в этом оркестре, и удивился. Впрочем, вряд ли хотя бы день проходил без чего-то удивительного. Однажды утром мы репетировали произведения Вагнера под управлением Вагнера - конечно, Зигфрида, сына Рихарда. Но даже и это было так же удивительно, как и моя встреча с братом Чайковского в России. А теперь я чувствовал себя так, словно оказался лицом к лицу с чем-то доисторическим. Вежливый человек лет пятидесяти пяти деликатно и как-то бережно дирижировал произведениями отца и своими собственными. Его увертюра показалась обаятельной, но я жалел его, когда он говорил о Рихарде Вагнере: "Мой отец предпочел бы здесь больше мощи, а здесь меньше diminuendo". Каждую минуту я ждал от него ссылки на "папу".
    В суровой дисциплине оркестра было нечто от ницшеанского "повелевать и повиноваться". Я учился послушанию и хранил про себя свои музыкальные и иные несогласия.
    Однажды на фестивале в Гейдельберге во время исполнения двойного концерта Брамса у солиста-виолончелиста случился провал памяти. Фуртвенглер дал мне знак - играть его партию. Я делал это, пока солист не смог продолжать. Та же история повторялась во всех трех частях концерта. Тогда я высказал пожелание, чтобы солист впредь играл это произведение по нотам. Потом, на банкете, солист встретил меня так: "Вы дерзкий парень!".
    Далеко не всегда легко было подчиняться приказам, как, например, случилось на репетиции с Клемперером.
    "Разве вы не видите, что здесь помечено mezzo forte? Попробуйте еще раз", - потребовал он. Я повторил небольшое соло в точности так, как и в первый раз. "Mezzo forte, - крикнул он. - Еще раз!". Я снова сыграл. Он пришел в ярость. "Вы что, не знаете, что такое mezzo forte?".
    "Нет, - ответил я. - Вы хотите, чтобы я сыграл мягче или громче?". После короткой паузы он сказал: "Немного мягче". Впоследствии, играя под управлением Клемперера в качестве солиста, я, чтобы поддразнить его, спросил о судьбе mezzo forte, но он не поддержал шутки.
    Приезд в Берлин моего старого учителя профессора Альфреда фон Глена принес мне одновременно много и радости и беспокойства. Его жена, щадя мужа, поведала, когда мы остались одни, о необходимости подыскать ему работу. Вскоре мне посчастливилось найти для него место преподавателя в консерватории Клиндворта - Шарвенки. Около года все шло хорошо. Фон Глен говорил с любовью о студентах, строил для них планы на будущее - так же, как делал это для своих учеников в Москве в мои юные годы. Но внезапно он заболел и не мог заниматься. Директор задержал его жалованье, возобновив выплату, только когда я согласился заменить профессора...
    В моей педагогической деятельности возникали острые проблемы, требовавшие разрешения. Я знал, как заставить служить искусству учащихся, обладавших ярким темпераментом: их я учил, как использовать свои эмоции. Но лишенные воображения, холодноватые были так же мало приспособлены для своей профессии, как (да позволено мне будет сказать!) слишком эмоциональные дантисты - для своей.
    Я попал в трудное положение с одним студентом, которого особенно любил. Его талант покорил меня. Эмоциональный, с хорошим вкусом, обладавший отличными специфическими качествами инструменталиста, он, как мне думалось, был прирожденным виртуозом. Никогда так страстно я не стремился передать другому все, что знал сам.
    Рассчитывая еще больше пояснить свои замыслы примерами, я играл ему на уроках, неоднократно повторяя отдельные эпизоды и целиком пьесы, которые он разучивал. Я критиковал, хвалил, анализировал и снова играл, стараясь (и временами добиваясь этого) превзойти самого себя. Чем усерднее я трудился, тем менее довольным он казался. Он играл хуже и хуже, и процесс этот от урока к уроку становился заметнее, пока все его основные достоинства почти не исчезли. Сердце разрывалось, когда я наблюдал этот упадок, и, не будучи в состоянии найти причину, испытывал особое чувство смятения и своей вины. Почему другие, менее одаренные студенты делали великолепные успехи, тогда как он, пользовавшийся, быть может, более содержательными уроками, чувствовал себя подавленным и не двигался вперед? Необходимо было найти причину. Однажды бессонной ночью, когда я думал о моей неудаче, меня внезапно осенила мысль: не в моей ли чрезмерной горячности беда? Играя ему по любому поводу, не отнимал ли я у него надежду успешно соревноваться со мной?
    На следующем уроке в моей игре было не меньше промахов, чем в его собственной. И глядя, как оживилось его лицо, я понял, что стою на верном пути. Отныне уроки стали продолжительными и частыми. Я умышленно продолжал играть хуже и хуже, а он приобретал все большую уверенность. Его успехи были поразительными. И ни с чем нельзя было сравнить мое удовлетворение педа гога, когда после блестящего выступления на выпускном экзамене он сказал товарищам: "Пятигорский, безусловно, прекрасный преподаватель, но что за никудышный виолончелист!"

(продолжение следует)



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.