Наши любимые
"Он рассыпался в похвалах, которые, как стадо слонов,
затоптали маленькую, изящную пьесу"
Олдос Хаксли

 

ОСКАР УАИЛД

        Оскар Уаилд по-прежнему бодрит. "Его слабость - быть непонятым. Это представляет его в крайне выгодном свете". Похоже, эти слова полностью относятся к главному герою, которого зовут не Джон и не Эрнест, а Оскар Уаилд - именно он центр происходящего. Казалось бы, автор, возводящий текст в абсолют, создающий изящной фразой тупик положения, выпадает из общего стиля театра, где слово и дело, как правило, на равных. Для меня всегда была важна у них именно гармония событийности, актерского выражения и смысловой нагрузки. Но в этом театре нет ничего случайного и конечно же, Оскаром Уаилдом здесь прежде всего восхищаются - так же, как и другими авторами - просто представляют его несколько по- иному, в соответствии с его особенностями. Ведь главный парадокс Уаилда - сами его пьесы. Пьесы, как правило, играют и смотрят. Оскара Уаилда читают и слушают.

 Спектакль - двойной подиум. По идее, парад мод задуман был соперником параду парадоксов. Но Уаилд победил моментально и безоговорочно. Смена костюмов смотрится лишь как фон. Несмотря на необыкновенную органичность всех актеров, им приходится-таки создавать не столько роль, сколько постамент для удобного провозглашения очередного Уаилдовского приговора. Не удалось победить лишь Полину - она скорее пользуется Уаилдом, чем представляет его. Только ей удается выразить мысль и характер, не поглядывая при этом на автора. У меня было такое впечатление, что если бы Оскар Уаилд вдруг материализовался бы на дорожке - Полину бы это особо не смутило. И, произнеся свое неповторимое "М-да..." - она продолжила бы дальше не поведя бровью. Недаром в финальной паре ее партнер - А.Казаков, чье чтение за кадром было даже снабжено микрофоном для усиления эффекта. Получился замечательно Уаилдовский контраст контрастов.

Зато всех остальных автор несколько смущал. И на сей раз, центром спектакля были не образы, а интонации, не актерская игра, а игра слов. Конечно же, в случае с Оскаром Уаилдом - это замечательно смотрится, вернее - слушается. Действие разбито на отдельные сценки,  строго соответствующие Уаилдовским афоризмам, как длинной, так и характером. Сценки между собой не связаны, несмотря на общую внешнюю  канву. Интересное противопоставление "Владимиру", где, наоборот, нет общего сюжета, но все вращается вокруг одного стержня. Калейдоскоп и карусель. 

Что еще всегда поражает во всех спектаклях нашего любимого театра - это свет. Он вроде простенький, никаких особых эффектов - но удивительно точный. Свет всегда отмечает, усиливает, освещает и оттеняет именно то, что нужно в данный момент. А самое главное - свет работает только там, где надо - именно это подчеркивает его прямое попадание и характерность. В целом - практически во всех спектаклях, кроме "Приключения", действие идет при ровном свете. А вот сигнал или контраст сцены светом - всегда четко соответствует смыслу происходящего. В выборе освещения сначала решается вопрос "зачем", а потом уже "как". Необычайно грамотный подход. И редкий, увы! Соответственно, в случае Оскара Уаилда свет служит некой условной границей сцен-цитат. Особо стратегические моменты были обозначены световым кругом - маленькая сольная арена на общем подиумном настиле действия. Более других запоминается в этом круге Ксения, которая не столько играет Уаилда, сколько намеренно цитирует его. Долгий выбор позиции, эффектный поворот, достаточная пауза (чтобы все были готовы запомнить/записать), четкая речь с расстановкой. Готово - все запечатлено, как на снимке.

Кроме сестер Кутеповых, хочется отметить Рустэма Юскаева, который очень свободно чувствует себя в особо интеллигентных ролях, будь то Ракитин или Эрнест - такое ощущение, что сказывается не столько актерский талант, сколько личные качества, что очень радует. Не обошлось и без традиционных фоменковских маленьких комедий. Правда совершенно загипнотизированные текстом зрители больше реагировали на просветленное выражение лица Тагира, имевшего счастье побыть наедине с мисс Призм. Обмен же верхней одеждой, происшедший, видимо, в процессе обмена мнениями священнослужителя и гувернантки-романистки, прошел без обычной радостной реакции зала. Подсчитав примерно, сколько лет могло бы быть мисс Призм, я подумала, что Оскар Уаилд добрее к женщинам, чем другие писатели. Только вот затрудняюсь определить - это все же парадокс или закономерность?
А каково Ваше мнение, леди?

Сторонний сторонник

 

 

  


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru