Суета сует
"Я стихи писать не могу, - сказал Витька Корнеев
По натуре я не Пушкин. По натуре я Белинский"
А. и Б. Стругацкие

ПОВТОРИМ?

 

     Я бы даже сказала, Машунь, потроим или почетверим. Когда-то наша учительница русского языка говорила нам, что русская речь не приемлет повторов. А русский театр? А русский (да и не русский) зритель? В принципе, нормальный человек с трудом, но может пережить три "Женитьбы", да и проторчать четыре "Месяца в деревне" нам, закаленным, тоже не слабо. А как выдержать три "Пизанские башни"? Она и одна-то того гляди рухнет. Посещение четырех "Ревизоров" вполне может отрицательно сказаться на нервной системе, у кого слабая. Да и визит на две "Зойкины квартиры" здоровья не прибавит. Три "Леса" - это хорошо - освежает. И три "Вишневых сада" - они украшают город, жаль, что ни один не плодоносит. Учитывая факт, что Чеховский фестиваль был посвящен столетию МХАТа, а также небезызвестным товарищам К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу-Данченко, к нам прибыли в полном составе импортные "Ивановы" и "Платоновы", а также все "Дяди Вани", прихватившие "Трех сестер" до кучи. По этому поводу вспоминается страшная история о человеке, обнаружившем на моем столе роман В.Набокова "Защита Лужина" и спросившем: "Ты что, шахматами увлекаешься?"

     Для того, чтобы скрыть от зрителей тот факт, что они идут на одну и ту же пьесу по двадцать пятому разу, название их (а иногда и жанр) лихо меняется, да и от авторского текста часто мало что остается. Наглядный пример - Две женщины" в Ленкоме идут по комедии И.С.Тургенева "Месяц в деревне". В том же самом многоуважаемом Ленкоме (видимо оригинальных названий там не любят или, наоборот, любят все оригинальное) идет "Мудрец" А.Н.Островского, а "На всякого мудреца довольно простоты" можно посмотреть в т-ре О.П.Табакова и во МХАТе (Дорониной). "Недосягаемая" из театра Трушкина превратилась в "Недоступную" в театре "Бенефис", хотя ее никто особо и не добивался. "Ревизор", будучи "Ревизором" в Современнике и в т-ре Пушкина, зовется "Хлестаковым" (спасибо хоть не "Ванюшей") у В.Мирзоева в Драм. Станиславского. Вахтанговский и собственно Голдменовский "Лев зимой" стал "Тайной Шинонского замка" в т-ре Ермоловой. "Нина" А. Руссена у О.Фомина так и называется "Нина", а в другой версии (кстати, совершенно роскошной - играют Н.Гундарева, А.Джигарханян, В.Гаркалин) уже "Какая идиотская жизнь", хотя того же А.Русена по той же "Нине". У Ясмины Реза, не считая Франции, богатый урожай и в России - ее пьеса "ART" идет как "АRТ" с Костолевским, Янушкевичем (блеск!) и Филипповым, и как "Искусство" (это видимо для тех, кто не знает, что есть "ART") в т-ре О.П.Табакова. Поставленный последним спектакль А. Бенедетти "Сублимация любви" был также воплощен и М. Козаковым с О.Басилашвили и А.Мордвиновой. Совсем не радует карман "Шестигрошовая опера" театров Сатиры и Сатирикон. А вот "Не было ни гроша, да вдруг алтын", еще и дважды - уже лучше. Можно посмотреть два "Сна в летнюю ночь" (все лучше, чем два кошмара) и нужно посмотреть две "Двенадцатые ночи" - в Мастерской Петра Фоменко (мы-то с тобой уже и не один раз, чего и всем желаем) и в т-ре у А.Джигарханяна.

     По неполной статистике, на сценах московских театров проживают: два "Полоумных Журдена", четыре пары влюбленных по имени "Ромео и Джульетта", у Принцев Датских пополнение - аж двое за нынешний сезон плюс к тем троим, которые уже. Теперь у нас их пять - и ни одного! "Дядя Ваня" опередил всех чеховских героев по количеству постановок, хотя, по моему сугубо не объективному мнению, лучше бы он остался один в блистательном исполнении Ю.Соломина, "Трех сестер" же, как и положено, - три, "Ивановых" пока двое. "Белых гвардий" базируется две. "Чаек" парит две, так же, как "Волки и овцы" бродят по двое. Видимо, Волки следят, чтобы не плодились ни Овцы, ни Чайки. А вот что делать с "Талантами и поклонниками"? Они есть, и тоже, кстати, в двух экземплярах. Само собой, повторенье - мать ученья, но не до такой же степени?


Чтобы не быть голословной:

ПЯТЕРКИ:
В.Шекспир "Гамлет" - Покровка , т-р около Станиславского, Сатирикон, П.Штайн, т-р на Юго-Западе

ЧЕТВЕРКИ
И.С. Тургенев "Месяц в деревне" - Мастерская Петра Фоменко, Ленком, т-р на Покровке, Дебют - центр
В.Шекспир "Ромео и Джульетта" - Сатирикон, У Никитских ворот, На Юго-Западе, т-р Спесивцева
А.П. Чехов "Дядя Ваня" - Малый, У Никитских вотор, т-р Калягина, МХАТ
Н.В.Гоголь "Ревизор" - Современник, т-р Пушкина, Драм. Станиславского, Сатиры

ТРОЙКИ
Н.В.Гоголь "Женитьба - МХАТ, т-р на Покровке, т-р Царицыно
А.Н.Островский "Лес" - Малый, Бронная, МХАТ (Доронина)
А.Н.Островский. "На всякого мудреца..." - Ленком, т-р Табакова, МХАТ (Доронина)
А.П.Чехов "Вишневый сад" - Современник, МХАТ (Доронина), Малый
А.П.Чехов "Три сестры" - МХАТ, Покровка, т-р около Станиславского
Н.Птушкина "Пизанская башня" - т-р Пушкина, Драм. Станиславского, на Пятом этаже

ПАРЫ
Ж.Б.Мольер "Полоумный Журден" - Новый Драматический, МХАТ (Дорониной)
В.Шекспир "Двенадцатая ночь" - Мастерская Петра Фоменко, т-р А.Джигарханяна
А.П.Чехов "Иванов" - МХАТ, т-р Гоголя
А.Н Островский "Не было ни гроша..." - Малый, Моссовет
А.Н.Островский "Волки и овцы" - Мастерская Петра Фоменко, Малый
А.Н.Островский "Таланты и поклонники" - Ф.Малого, т-р Станиславского
Б.Брехт "Трехгрошовая опера" - Сатира, Сатирикон
М.А.Булгаков "Зойкина квартира" - МХАТ (Дорониной), Эрмитаж
М.А.Булгаков "Белая гвардия" - Моссовет, МХАТ (Дорониной)
С.Моэм "Недосягаемая" - т-р Трушкина, т-р Бенефис
Я.Реза "Арт" - антреприза , т-р Табакова
А.Руссен "Нина" - две антрепризы
А.Бенедетти "Сублимация любви " - Табаков и Козаков

Не устала? Всегда твой

Неполный статистик


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru