Всякая всячина
"...словно он хотел сказать что-то смелое,
остроумное, и в то же время глубокое"
Олдос Хаксли

ЧУМА ДОМАШНЯЯ

     Скажу честно, сеньора Мария, что на этот раз я писать не собиралась. Ну вот хоть режь меня - не люблю я переделку классики - всякие там дополнения, изменения, предисловия и последствия. Все-таки  классика была для нас специально отсеяна веками, а что прошло главную проверку - временем - в редакции, на мой взгляд, не нуждается. Но, похоже, так думаю только я одна. Г.Горин часто занимается адаптацией классики к нашим условиям. Если бы это был не он, а кто-то еще, я бы, конечно, не стала смотреть никакие вариации на тему продолжения "Ромео и Джульетты". Но к Г.Горину, как и все, отношусь очень хорошо - такой искрящийся и умный "юмор слова" - это редкий дар. Да и против основной мысли данного его сочинения, как говорится, не попрешь. Хотя - кусочек оттуда, кусочек отсюда - неужели такой умный человек не может писать просто свое? Итак, все это называется "Чума на оба ваших дома" и идет в театре Маяковского.
     Предупреждаю сразу - это не "Формула любви" - но ведь от режиссера Т.Ахрамковой до Марка Захарова примэрно как от нижней точки Марианской впадины до вершины Джомолунгмы. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что первое действие мне даже понравилось. Зал дружно хохотал над улетными Горинскими шутками. Основные "находки режиссера" пришлись на второе действие, которое подозрительно смахивало на "the bred of seev cabel". Я, конечно, знаю, что наркотики, гомосексуализм, кожаные одеяния и молодежные собрания использовались и до исторического материализма. Но это 10 лет назад, услышав в пьесе 16 века горбачевские интонации, или обнаружив роман среди мужского населения, все заинтересованно хихикали - сейчас, простите, сцена зачтения " с высокой трибуны" лозунгов семьи Монтекки-Капулетти смотрится, как вставная челюсть. А по поводу попытки голубого абриса слуг так и хочется сказать: "Не умеешь - не мучай".
     Но вернемся к Г.Горину и явным удачам. К ним стоит прежде всего отнести сам текст. Если бы еще все было не по следам "Ромео и Джульетты", вообще было бы замечательно. А стихи какие! Надо сказать, что особенно все удавалось актерам старшего поколения - А.Лазареву-старшему, С.Немоляевой и Н.Волкову. Лазарев был на редкость хорош в своей роли сеньора Монтекки, умного и язвительного хозяина жизни, с расчетливой хладнокровностью и гордым нравом. Все это было представлено с неподражаемым артистизмом. При его едких, бьющих в самую точку репликах, зал прямо-таки умирал от хохота. Сеньора Капулетти у С.Немоляевой получилась весьма колоритная, властная, без особых принципов, и очень натуральная, взятая прямо из жизни, без театральных прикрас, которых все так добивался Н.Волков в роли Герцога. Желание похвальное, но, как известно, благие намерения не всегда хорошо заканчиваются. И все же актерам удалось передать, удивительно ненавязчиво, что несмотря на внешнюю силу образов, люди эти глубоко несчастливы, но никогда не признались бы в этом прежде всего самим себе. Герцог Н.Волкова вызвал у меня очень теплые чувства, да и напоминание о существовавшем когда-то благородстве всем нам было нелишне. Где-то между небом и землей, то бишь этим блистательным трио и ненужным обилием молодежи, стоял Антонио в исполнении А.Лобоцкого. Он мне понравился безоговорочно, хотя я не могла отделаться от мысли, что его обаяние, притягательная насмешливость и мудрое жизнелюбие было сработано по следам Фигаро Андрея Миронова. Если я ошибаюсь - хорошо, если нет - все равно хорошо, так как роль была сыграна прекрасно.
     Спектакль премьерный, зал, как всегда, не подкачал, и служителей искусства там набралось больше, чем на сцене. На удивление были свободные места - любители потаращиться на знаменитостей как-то это упустили. Зал, полный актеров, всегда бывает своеобразный. Прежде всего тем, что практически нет аплодисментов по ходу пьесы. Это и хорошо - не захлопывают следующие слова и не сбивают актеров, и плохо, я уже привыкла к естественным реакциям, и часто хотелось похлопать(особенно А.Лазареву) в процессе. По окончании спектакля все были встречены бурными овациями, особенно Г.Горин - несмотря ни на что, его можно смело поздравить с очередной авторской удачей и пожелать новых работ в театре.

Может поможешь перебраться

...из неопределившихся

 


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru