Большая радость
"Письмо содержало в себе признание в любви:
оно было нежно, почтительно
и слово в слово взято из немецкого романа"
А.С.Пушкин

НА ДНЕ

Продолжим...

      Сильно впечатлившись Бенедиктом, я решила пересмотреть все спектакли с участием Дмитрия Назарова, посему оказалась "На дне". Сразу скажу, что спектакль исключительный. Я искренне благодарна режиссеру Борису Морозову за то, что, наконец-то, поняла в чем суть этого самого невразумительного для меня произведения А.М.Горького. Как писателя, драматурга, я его очень уважаю. "Егор Булычев и другие", "Васса Железнова", "Жизнь Клима Самгина" - просто великолепны своей яркой событийностью, драматическим накалом, характерностью образов, житейской мудростью. "На дне" - это не событие, это своего рода размышление, попытка обращения писателя к людям - надо дать человеку почувствовать себя человеком. Как это сделать, если сам человек, по воле случая, по излому судьбы, по недомыслию, по жестокости себе подобных не чувствует, что он человек? Да уж, рецептов тут нет - поэтому так схематичен Лука, при явной важности (особенно для меня) этого образа. Я за Луку - уверена, что слово лечит. И поддерживает. И поэтому так ярок Сатин. В силу веры Горького в людей Сатин наделен человеческим достоинством, уважением к самому себе и к другим, кем бы они не были, эти другие. Именно это отличает его от других обитателей дна, незримо притягивает - Сатин становится условным центром происходящего.
      Не буду утомлять тебя своей не определившейся философией и вернусь к постановке. Решен спектакль очень точно. Действие происходит на авансцене. Обитатели ночлежки, уступая место другим персонажам и событиям, не уходят, а убегают куда-то в глубь, в никуда, скрываются на время и снова возвращаются, чтобы продолжить повествование. Так и в жизни мы пытаемся убежать, опрометью, без оглядки, скрыться, хотя бы на время от вся и всех, но жизнь настойчиво возвращает нас на круги своя. В остальном полная статика происходящего акцентирует внимание на истинном драматизме игры актеров. Образы получились просто великолепные. Надрывный, изломанный Клещ (Н.Абрашин), жесткая, властная, ядовитая Василиса (Е.Глушенко), какой-то особый Бубнов - вроде добрый дядька, но так он умудрился отгородиться от всего мира - и не враг, и не друг(великолепный Ю.Комиссаров), вечно настороженный Васька Пепел(В.Разбегаев), похожий на дикого зверя, который не столько понимает, сколько чует опасность происходящего.
     Ну и, конечно, просто замечательный Сатин - Дима Назаров. На мой взгляд, в таких ролях, как Гамлет, Чацкий, Сатин - есть ключевая фраза, по которой можно проверить всю роль. Да, да - наши родные: "Быть или не быть", "Карету, мне карету", "Человек - это звучит гордо". Здесь нельзя ошибиться или пережать - этот момент все помнят, все ждут. Так вот, у Назарова человек действительно прозвучал гордо. И на редкость органично. Сатин говорит с Бароном, со всеми зрителями, говорит доверительно - возникает ощущение, что ты сидишь с ними, и разговор о тебе. Он удивительно располагает к себе, создает необыкновенный душевный уют. Даже поведение надменно зажатого Барона, который раскрывает перед ним свой маленький, странный внутренний мир, кажется весьма естественным. Сатин у Назарова открыт, чуток, добр, человечен - все тянутся к нему, тянутся неосознанно, как к некой мечте о том, что не зря они живут на этом свете. Эта сцена по житейской мудрости, искренности, боли и вере в человека достойна лучших традиций Русского Психологического Театра.
      Вопросы, поднятые Горьким, до сих пор не нашли ответов. Такова природа человеческая. Ведь если сам человек не помнит, не верит, не хочет знать, что он человек, то кто и как в состоянии помочь ему? Ведь это так просто и, вместе с тем, так сложно - человек...
Я тебя еще не утомила?
Продолжение следует...

 

 


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru