Всякая
всячина
"...словно он хотел
сказать что-то смелое,
остроумное, и в то же время глубокое"
Олдос Хаксли
МОСКОВСКИЙ
ПИНТЕР
Итак, дорогая Маша,
продолжим наши изыскания...
Бредя по Герцена, наткнулась я на афишку
спектакля "Коллекция" по Гарольду Пинтеру,
безымянной антрепризы, на сцене театра
Маяковского. На афишке, скрестив ноги, сидел
Певцов и зазывно улыбался. Подойдя к кассе, я
впала в раздумчивый транс. С одной стороны,
Гарольд Пинтер (на фото справа) - один из самых
интересных и к тому же моих любимых авторов
нашего времени, тем более у нас почти не ставится
(то ли дело Лондон!). С другой стороны, стартовый
состав откровенно слабый, да еще и московские
антрепризы зарекомендовали себя уже
отрицательно. Исключение составляет, конечно,
М.Козаков (но в принципе сам Козаков - это уже
театр), да два спектакля - это всем известный
"Арт" и никому не известный (совершенно
напрасно) "Какая идиотская жизнь " (входит в
мою личную пятерку лидеров). Все же Пинтер
перевесил.
Случилось все, как я
предполагала. Декорации не соответствовали
ничему, особенно качеству, свет был не к месту,
музыка забивала текст. Актеры кричали и нервно
дергались непонятно отчего. Играл один Певцов,
правда совсем не Пинтера, но все равно ему
спасибо, иначе бы никто не выдержал. Товарищи
режиссеры! Гарольд Пинтер неспешный автор, но с
чего вы взяли, что он тормознутый? Пьеса играется
в двух "окнах" (как в WIN). При этом совершенно
блестящий прием автора, когда актер из первого
"окна" получает в качестве ответа ремарки из
второго "окна" - у Пинтера задуман живо и с
юмором, из зала смотрится роскошно, а славные
создатели спектакля не приметили. Хоть бы им
мигнул кто, Певцов например, он-то вроде все
понял. Актриса Ольга Дроздова очень даже
симпатичная. Ну скажи ты мне, Маша, почему, когда
наши актрисы начинают изображать жен-идиоток,
возникает желание, чтобы Господь Бог прибрал к
себе всех жен вообще, а ту, что на сцене, в первую
очередь и побыстрее. А традиционная концовка из
серии "Собственно, какая из версий верна -
никто толком не знает, но, в сущности, это не
важно" (читается по пьесе) - вообще исчезла с
горизонта.
Ну не будем о грустном и вернемся
к Пинтеру. Идет в Москве еще одна вещь этого
автора - "Любовник", где великолепно играет
В.Смирницкий - думаю, самому драматургу этот
актер наверняка бы понравился. Он прямо-таки
по-пинтеровски заинтересованно невозмутим.
Причем без всякого напряга, а что называется
играючи. На нем держится спектакль, а его
партнерше хочется сказать, чтобы она пореже
появлялась. Надо отметить, что персонажи у
Пинтера, как правило, лишь обозначены - это может
быть кто угодно, скажем, наши соседи. Но в то же
время, у них очень яркие индивидуальные
характеристики. Смирницкий передает самый дух
Пинтеровского героя - он и личность, и в то же
время мы этого человека встречали аккурат на
прошлой неделе.
В основном Пинтера занимают Игры
Взрослых. Всем нам обыденно, скучно. И давай
забавляться, как в детстве, только игрушка - сама
жизнь и ее обитатели. Его герои все время
балансируют на грани и порой, заигравшись,
слишком увлекаются. До серьезных изломов
человеческой жизни Пинтер редко допускает, все
заканчивается тонким английским юмором. Хотя еще
шаг и может случиться непоправимое, к чему
собственно и стремился. В жизни, к сожалению,
Пинтер за нами не следит, так что нелишне помнить,
что разобьешь - не склеишь.
Если ты еще не заснула, твой
Философ местного разлива
P.S. МАКЕДОНСКИЙ ПИНТЕР
Пинтеровского
"Любовника", darling, я умудрилась посмотреть аж
в трех исполнениях. Как ни странно, но первый приз
на сей раз отъехал за границу, в Македонию. Именно
из-за Македонии, вернее из-за того, что такая
замечательная личность, как Ванечка Поповски
оттуда, я и пошла на фестиваль Нового
Европейского театра.
ДРАМСКИ ТЕАТР СКОПJЕ Республики
Македония был основан в 1946 году как театр
кукол, в 1958 году стал Молодежным и детским
театром. Как ни странно, там действительно все
молодые - по крайней мере, в показанном спектакле.
"Любовник" у этой молодежи вышел
потрясающий. Отчасти дело в самом Пинтере. Когда
семейная пара Елена Жугик и Бранко Горчев (просто
потрясающая пара!) бодро препирались на родном
языке, переводчик был не нужен - мы и так все
понимали. Но некоторые приемы в режиссуре меня
привели в священный восторг. Как жена, я,
собственно, в курсе, что сменив туфли и тему можно
из предмета "страсти нежной" превратиться в
унылую домохозяйку - но что при этом и вечернее
платье приобретает вид домашнего халата - вот
этого я не знала! Это ж явно только мужчина мог
заметить - и то не каждый, а наблюдательный, как
Пинтер. Интересно, откуда такие сведения у
молодой девушки - режиссера Зои Бузалковской? А
ведь это ее дипломный спектакль! Правда, она уже
успела закончить журналистский факультет, что
лишний раз доказывает, как важны в театре люди
разносторонне образованные. Мне тут же
вспомнились родные Фоменковцы. Ведь практически
все они, до того как поступить на режиссуру к
Петру Наумовичу, закончили другие учебные
заведения. А.Смелянский в своей программе о
Вс.Мейерхольде назвал его и К.С.Станиславского
первыми в совершенно новом поколении
высокообразованных, разносторонних,
интеллектуальных актеров. Хотелось бы, чтобы они
не были и последними.
Сотоварищи Пинтера были не столь
изысканны по содержанию - но оформление в виде
звоночков (смутило только описание звоночков в
программке - какие-то смайлики театральные
пошли!), повторяющихся сцен и пантомимы
смотрелось достойно. Правда, я бы к Пинтеру не
решилась ничего прибавить. Посмотрев
Калягинские "Лица", я в который раз
убедилась, что короткий шедевр лучше, чем
растянутое безобразие.
Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное | |
мнение, строго не рекомендательного характера! |
ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ