Всякая всячина
"...словно он хотел сказать что-то смелое,
остроумное, и в то же время глубокое"
Олдос Хаксли

МОСКОВСКИЙ ПИНТЕР

Итак, дорогая Маша,

продолжим наши изыскания... Бредя по Герцена, наткнулась я на афишку спектакля "Коллекция" по Гарольду Пинтеру, безымянной антрепризы, на сцене театра Маяковского. На афишке, скрестив ноги, сидел Певцов и зазывно улыбался. Подойдя к кассе, я впала в раздумчивый транс. С одной стороны, Гарольд Пинтер (на фото справа) - один из самых интересных и к тому же моих любимых авторов нашего времени, тем более у нас почти не ставится (то ли дело Лондон!). С другой стороны, стартовый состав откровенно слабый, да еще и московские антрепризы зарекомендовали себя уже отрицательно. Исключение составляет, конечно, М.Козаков (но в принципе сам Козаков - это уже театр), да два спектакля - это всем известный "Арт" и никому не известный (совершенно напрасно) "Какая идиотская жизнь " (входит в мою личную пятерку лидеров). Все же Пинтер перевесил.
     Случилось все, как я предполагала. Декорации не соответствовали ничему, особенно качеству, свет был не к месту, музыка забивала текст. Актеры кричали и нервно дергались непонятно отчего. Играл один Певцов, правда совсем не Пинтера, но все равно ему спасибо, иначе бы никто не выдержал. Товарищи режиссеры! Гарольд Пинтер неспешный автор, но с чего вы взяли, что он тормознутый? Пьеса играется в двух "окнах" (как в WIN). При этом совершенно блестящий прием автора, когда актер из первого "окна" получает в качестве ответа ремарки из второго "окна" - у Пинтера задуман живо и с юмором, из зала смотрится роскошно, а славные создатели спектакля не приметили. Хоть бы им мигнул кто, Певцов например, он-то вроде все понял. Актриса Ольга Дроздова очень даже симпатичная. Ну скажи ты мне, Маша, почему, когда наши актрисы начинают изображать жен-идиоток, возникает желание, чтобы Господь Бог прибрал к себе всех жен вообще, а ту, что на сцене, в первую очередь и побыстрее. А традиционная концовка из серии "Собственно, какая из версий верна - никто толком не знает, но, в сущности, это не важно" (читается по пьесе) - вообще исчезла с горизонта.
     Ну не будем о грустном и вернемся к Пинтеру. Идет в Москве еще одна вещь этого автора - "Любовник", где великолепно играет В.Смирницкий - думаю, самому драматургу этот актер наверняка бы понравился. Он прямо-таки по-пинтеровски заинтересованно невозмутим. Причем без всякого напряга, а что называется играючи. На нем держится спектакль, а его партнерше хочется сказать, чтобы она пореже появлялась. Надо отметить, что персонажи у Пинтера, как правило, лишь обозначены - это может быть кто угодно, скажем, наши соседи. Но в то же время, у них очень яркие индивидуальные характеристики. Смирницкий передает самый дух Пинтеровского героя - он и личность, и в то же время мы этого человека встречали аккурат на прошлой неделе.
     В основном Пинтера занимают Игры Взрослых. Всем нам обыденно, скучно. И давай забавляться, как в детстве, только игрушка - сама жизнь и ее обитатели. Его герои все время балансируют на грани и порой, заигравшись, слишком увлекаются. До серьезных изломов человеческой жизни Пинтер редко допускает, все заканчивается тонким английским юмором. Хотя еще шаг и может случиться непоправимое, к чему собственно и стремился. В жизни, к сожалению, Пинтер за нами не следит, так что нелишне помнить, что разобьешь - не склеишь.
Если ты еще не заснула, твой

Философ местного разлива

 

P.S. МАКЕДОНСКИЙ ПИНТЕР

     Пинтеровского "Любовника", darling, я умудрилась посмотреть аж в трех исполнениях. Как ни странно, но первый приз на сей раз отъехал за границу, в Македонию. Именно из-за Македонии, вернее из-за того, что такая замечательная личность, как Ванечка Поповски оттуда, я и пошла на фестиваль Нового Европейского театра.
     ДРАМСКИ ТЕАТР СКОПJЕ Республики Македония был основан в 1946 году как театр кукол, в 1958 году стал Молодежным и детским театром. Как ни странно, там действительно все молодые - по крайней мере, в показанном спектакле. "Любовник" у этой молодежи вышел потрясающий. Отчасти дело в самом Пинтере. Когда семейная пара Елена Жугик и Бранко Горчев (просто потрясающая пара!) бодро препирались на родном языке, переводчик был не нужен - мы и так все понимали. Но некоторые приемы в режиссуре меня привели в священный восторг. Как жена, я, собственно, в курсе, что сменив туфли и тему можно из предмета "страсти нежной" превратиться в унылую домохозяйку - но что при этом и вечернее платье приобретает вид домашнего халата - вот этого я не знала! Это ж явно только мужчина мог заметить - и то не каждый, а наблюдательный, как Пинтер. Интересно, откуда такие сведения у молодой девушки - режиссера Зои Бузалковской? А ведь это ее дипломный спектакль! Правда, она уже успела закончить журналистский факультет, что лишний раз доказывает, как важны в театре люди разносторонне образованные. Мне тут же вспомнились родные Фоменковцы. Ведь практически все они, до того как поступить на режиссуру к Петру Наумовичу, закончили другие учебные заведения. А.Смелянский в своей программе о Вс.Мейерхольде назвал его и К.С.Станиславского первыми в совершенно новом поколении высокообразованных, разносторонних, интеллектуальных актеров. Хотелось бы, чтобы они не были и последними.
     Сотоварищи Пинтера были не столь изысканны по содержанию - но оформление в виде звоночков (смутило только описание звоночков в программке - какие-то смайлики театральные пошли!), повторяющихся сцен и пантомимы смотрелось достойно. Правда, я бы к Пинтеру не решилась ничего прибавить. Посмотрев Калягинские "Лица", я в который раз убедилась, что короткий шедевр лучше, чем растянутое безобразие.

 

 


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru