Режиссерская
"Главный недостаток идейного романа:
в нем приходится писать о людях с идеями,
то есть об одной сотой процента всего человечества."
Олдос Хаксли



СЕРГЕЙ ГАЗАРОВ: Ревизор

Как только я узнала, что Сергей Газаров работает в театре Армена Джигарханяна - я сразу же засобиралась на "Ревизора". Но мудрый Паша решил, что прежде, чем идти туда, я должна посмотреть того "Ревизора", что шел пять лет назад в Табакерке. Я послушно посмотрела, тут же переписала себе кассету и сразу же засомневалась: идти или нет, что вполне естественно, ведь тот спектакль действительно гениальный. Но, все же, "Совет в Филях " в лице Паши решил, что надо, и мы пошли.

Скажу сразу - всем понравилось. Мне, естественно, во-первых, и в-главных - Сергей Газаров. Все же надо быть очень уверенным в своих силах, чтобы после того триумфа сделать новый вариант. Такая уверенность в человеке очень радует, особенно, если как у Газарова она основана на столь ярком таланте, неистощимой выдумке и всепоглощающей энергии. Сергей Газаров режиссер абсолютно современный. Ритм его постановок всецело соответствует ритму нашей жизни, событийность чрезвычайно насыщенна - зритель не отпускается ни на минутку: динамика спектакля поглощает все внимание. Ни поерзать, ни пошептаться - того и гляди пропустишь очередной умопомрачительный пируэт. Все, что происходит на сцене - из нашего времени, хоть и описано Н.В.Гоголем сто пятьдесят лет назад. Спектакль необычайно живой - эту живость привносит мило порхающий в диком переполохе уездного города Хлестаков. Являясь абсолютной противоположностью всем остальным, почтенными и не почтенными, но очень земными персонажам, он еще больше подчеркивает нелепость ситуации и совершеннейший клин, возникший в умах и делах уважаемых людей.
     Газаров обыгрывает все и вся: текст и ситуации автора, внешние типажи, манеры и характеры актеров, буквально каждый миллиметр обстановки: мирное кресло-качалка побывало в таких положениях, что старик Фрейд отдыхает. Совершенно замечательная сценография - небольшое, но емкое пространство сцены уставлено по периметру шкафами разных калибров - незыблемыми символами уездного быта. В них неожиданно возникают комнаты, гостиничные номера и даже приемные залы. Двери шкафов используются как двери непосредственно, как зеркала, дымовые завесы, разделительные барьеры, окна в мир - короче, как надо, так и используются. Заветные ящички тоже, разумеется, задействованы. Шкафы эти я полюбила чрезвычайно. Спектакль просто начинен истинно Газаровскими штучками, которые меня радуют еще со времен "Журдена". Но описывать сие бесполезно - это надо видеть.
     Актерский ансамбль весьма слажен. Четко отработанное синхронное движение мощной волной обрушивается на зрителей. Энергетика захлестывает, а разные вспомогательные моменты вызывают эмоций не меньше, если не больше, чем основные события. Гоголь в спектакле действительно многолик и многопланов, и самый положительный из всех героев - Смех - не покидает действие ни на минуту. Из остальных героев хочется выделить трех, особо полюбившихся мне лиц: Городничего - О. Тополянского, Хлестакова - И.Бледного и Держиморду - А.Бухарова.
     Начнем по старшинству. Городничий Олег Тополянский хорош, фактурен, чрезвычайно энергичен, очень убедителен, мимикой и жестом обладает завидными, эмоционален, но держит ситуацию под контролем: несмотря на общий ажиотаж, за женой сбегал весьма вовремя. А как повел за собой благородное собрание в полуфинале, когда для снятия напряжения накрыт был щедрый стол, а неуемный почтмейстер прискакал с изобличающим письмом и испортил людям такую радость! В момент же изображения действием способов сдерживания народных масс, рвущихся на поклон к Ревизору, поразил не только нас, но и Держиморду, а поразить такого человека - дорогого стоит!
     Александр Бухаров - Держиморда, ближайший подчиненный, верный, надежный и вездесущий - вплоть до спальни. Он держал все, что полагается: осмысленное выражение лица, ослабевшего патрона и женщин, город в целом, ретивых и нерадивых, в частности. Слуга, телохранитель, ключник, мануальный терапевт, внимательный слушатель, невозмутимый красавец и молчун с быстрой реакцией, отменными манерами, умеющий в равной степени изящно носить фрак и четко и тихо сработать, где надо - ему бы еще laptop, джип и гранатомет - ну просто мечта всех новых русских!
    Иван Александрович Хлестаков - Илья Бледный - поразил нас изяществом необыкновенным, легкостью чрезвычайной не только в мыслях, но и во всей игре, даже не Питерским, а Парижским обращением, французским прононсом, удивленно поднятой бровью, богатством жестов и интонаций. Да простят мне не любители сравнений, но, когда мне сказали, что Новый Ревизор работает в духе Марина - на моем лице и в речах мгновенно отразились сомнение, недоумение и абсолютное неверие. Второго Саши Марина быть не может - это не вопрос! В данном спектакле получается нечто необычайно интересное. Почти пошагово повторяя рисунок роли того блистательного Хлестакова, Илья Бледный является его удивительно органичным антиподом. Практически в тех же действиях - Сашиной энергии противопоставляется мягкость, там где Марин ведет всех за собой - этот Хлестаков ускользает. И если прежний спектакль прямо-таки вращался вокруг Марина-Хлестакова - на мой взгляд, он полностью держит ситуацию - то, на сей раз, все просто сбиваются с ног, пытаясь уловить неуловимое - некоего Хлестакова-призрака, прямо-таки миф - изящный, тонкий и артистичный.
     Из эпизодических персонажей необходимо отметить совершенно бесподобных Слугу трактирного - С.Калашникова и Абдулина, купца - И.Каданцева. Каждый в своем роде неподражаемо колоритен - ну просто находка режиссера!
     Заканчивая с восторгами, хочу сообщить тебе, что собираюсь на "Ревизора" снова - на сей раз очень хочу посмотреть на самого Сергея Газарова в роли Городничего, а также Авангарда Леонтьева в гениальном know-how Бобчинского-Добчинского (два действующих лица в одном актере или один актер в двух действующих лицах). Но это будет уже совсем другая история.

"Как хорошо, что этот спектакль снова живет" - на сей раз к Пашиным словам мне нечего прибавить.

Неизменно твой

Любитель сравнений

 

 


Театр Армена Джигарханяна   ул.Кооперативная, д.4, корп15; м.Спортивная - 5 мин пешком, тел 245-41-25, 248-34-12
Помещение театра совершенно замечательное - чисто и уютно, зал маленький и удобный - подем большой, акустика хорошая. Все видно, все слышно, все интересно!


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru