Режиссерская
"Главный недостаток идейного
романа:
в нем приходится писать о людях с идеями,
то есть об одной сотой процента всего
человечества."
Олдос Хаксли
СЕРГЕЙ ГАЗАРОВ: Ревизор
Как только я узнала, что Сергей Газаров работает в театре Армена Джигарханяна - я сразу же засобиралась на "Ревизора". Но мудрый Паша решил, что прежде, чем идти туда, я должна посмотреть того "Ревизора", что шел пять лет назад в Табакерке. Я послушно посмотрела, тут же переписала себе кассету и сразу же засомневалась: идти или нет, что вполне естественно, ведь тот спектакль действительно гениальный. Но, все же, "Совет в Филях " в лице Паши решил, что надо, и мы пошли.
Скажу сразу - всем понравилось. Мне,
естественно, во-первых, и в-главных - Сергей
Газаров. Все же надо быть очень уверенным в своих
силах, чтобы после того триумфа сделать новый
вариант. Такая уверенность в человеке очень
радует, особенно, если как у Газарова она
основана на столь ярком таланте, неистощимой
выдумке и всепоглощающей энергии. Сергей Газаров
режиссер абсолютно современный. Ритм его
постановок всецело соответствует ритму нашей
жизни, событийность чрезвычайно насыщенна -
зритель не отпускается ни на минутку: динамика
спектакля поглощает все внимание. Ни поерзать, ни
пошептаться - того и гляди пропустишь очередной
умопомрачительный пируэт. Все, что происходит на
сцене - из нашего времени, хоть и описано
Н.В.Гоголем сто пятьдесят лет назад. Спектакль
необычайно живой - эту живость привносит мило
порхающий в диком переполохе уездного города
Хлестаков. Являясь абсолютной
противоположностью всем остальным, почтенными и
не почтенными, но очень земными персонажам, он
еще больше подчеркивает нелепость ситуации и
совершеннейший клин, возникший в умах и делах
уважаемых людей.
Газаров обыгрывает все и вся: текст
и ситуации автора, внешние типажи, манеры и
характеры актеров, буквально каждый миллиметр
обстановки: мирное кресло-качалка побывало в
таких положениях, что старик Фрейд отдыхает.
Совершенно замечательная сценография -
небольшое, но емкое пространство сцены уставлено
по периметру шкафами разных калибров -
незыблемыми символами уездного быта. В них
неожиданно возникают комнаты, гостиничные
номера и даже приемные залы. Двери шкафов
используются как двери непосредственно, как
зеркала, дымовые завесы, разделительные барьеры,
окна в мир - короче, как надо, так и используются.
Заветные ящички тоже, разумеется, задействованы.
Шкафы эти я полюбила чрезвычайно. Спектакль
просто начинен истинно Газаровскими штучками,
которые меня радуют еще со времен "Журдена".
Но описывать сие бесполезно - это надо видеть.
Актерский ансамбль весьма слажен.
Четко отработанное синхронное движение мощной
волной обрушивается на зрителей. Энергетика
захлестывает, а разные вспомогательные моменты
вызывают эмоций не меньше, если не больше, чем
основные события. Гоголь в спектакле
действительно многолик и многопланов, и самый
положительный из всех героев - Смех - не покидает
действие ни на минуту. Из остальных героев
хочется выделить трех, особо полюбившихся мне
лиц: Городничего - О. Тополянского, Хлестакова -
И.Бледного и Держиморду - А.Бухарова.
Начнем по старшинству. Городничий
Олег Тополянский хорош, фактурен, чрезвычайно
энергичен, очень убедителен, мимикой и жестом
обладает завидными, эмоционален, но держит
ситуацию под контролем: несмотря на общий
ажиотаж, за женой сбегал весьма вовремя. А как
повел за собой благородное собрание в
полуфинале, когда для снятия напряжения накрыт
был щедрый стол, а неуемный почтмейстер
прискакал с изобличающим письмом и испортил
людям такую радость! В момент же изображения
действием способов сдерживания народных масс,
рвущихся на поклон к Ревизору, поразил не только
нас, но и Держиморду, а поразить такого человека -
дорогого стоит!
Александр Бухаров - Держиморда,
ближайший подчиненный, верный, надежный и
вездесущий - вплоть до спальни. Он держал все, что
полагается: осмысленное выражение лица,
ослабевшего патрона и женщин, город в целом,
ретивых и нерадивых, в частности. Слуга,
телохранитель, ключник, мануальный терапевт,
внимательный слушатель, невозмутимый красавец и
молчун с быстрой реакцией, отменными манерами,
умеющий в равной степени изящно носить фрак и
четко и тихо сработать, где надо - ему бы еще laptop,
джип и гранатомет - ну просто мечта всех новых
русских!
Иван Александрович Хлестаков - Илья
Бледный - поразил нас изяществом необыкновенным,
легкостью чрезвычайной не только в мыслях, но и
во всей игре, даже не Питерским, а Парижским
обращением, французским прононсом, удивленно
поднятой бровью, богатством жестов и интонаций.
Да простят мне не любители сравнений, но, когда
мне сказали, что Новый Ревизор работает в духе
Марина - на моем лице и в речах мгновенно
отразились сомнение, недоумение и абсолютное
неверие. Второго Саши Марина быть не может - это
не вопрос! В данном спектакле получается нечто
необычайно интересное. Почти пошагово повторяя
рисунок роли того блистательного Хлестакова,
Илья Бледный является его удивительно
органичным антиподом. Практически в тех же
действиях - Сашиной энергии противопоставляется
мягкость, там где Марин ведет всех за собой - этот
Хлестаков ускользает. И если прежний спектакль
прямо-таки вращался вокруг Марина-Хлестакова - на
мой взгляд, он полностью держит ситуацию - то,
на сей раз, все просто сбиваются с ног, пытаясь
уловить неуловимое - некоего
Хлестакова-призрака, прямо-таки миф - изящный,
тонкий и артистичный.
Из эпизодических персонажей
необходимо отметить совершенно бесподобных
Слугу трактирного - С.Калашникова и Абдулина,
купца - И.Каданцева. Каждый в своем роде
неподражаемо колоритен - ну просто находка
режиссера!
Заканчивая с восторгами, хочу
сообщить тебе, что собираюсь на "Ревизора"
снова - на сей раз очень хочу посмотреть на самого
Сергея Газарова в роли Городничего, а также
Авангарда Леонтьева в гениальном know-how
Бобчинского-Добчинского (два действующих лица в
одном актере или один актер в двух действующих
лицах). Но это будет уже совсем другая история.
"Как хорошо, что этот спектакль снова живет" - на сей раз к Пашиным словам мне нечего прибавить.
Неизменно твой
Любитель сравнений
Театр Армена Джигарханяна
ул.Кооперативная, д.4, корп15; м.Спортивная - 5 мин
пешком, тел 245-41-25, 248-34-12
Помещение театра совершенно замечательное -
чисто и уютно, зал маленький и удобный - подем
большой, акустика хорошая. Все видно, все слышно,
все интересно!
Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное | |
мнение, строго не рекомендательного характера! |
ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ