Режиссерская
"Главный недостаток идейного романа:
в нем приходится писать о людях с идеями,
то есть об одной сотой процента всего человечества."
Олдос Хаксли



СЕРГЕЙ ГАЗАРОВ: Возвращение домой

      Да...Маша! Посмотрела я таки на свою голову "Возвращение домой". Это Гарольд Пинтер -  новая постановка Сергея Газарова в театре Армена Джигарханяна. Вот тебе яркий пример того, как  грубый внешний натурализм помноженный на внутреннею пустоту и скотство, представленные великолепной актерской игрой и отличной режиссурой, превращают не самую, надо сказать, тяжелую пьесу в паровой каток, который медленно, но верно, съезжает в зал, где под конец спектакля даже настроенные на упорное хихиканье и расслабуху зрители затихают, придавленные собственной жизнью. Через некоторое время шок проходит и?..
     Моя первая реакция после окончания спектакля - это не моя жизнь. Действительно, на мою не похожа: некая семья: Макс- мясник, сил уже нет, но привычка тупо крушить и ломать осталась. К тому же, жизнь прожита, а в результате - дом-хлев, набор мальчиков для битья: Ленни, сын-дегенерат, плод пьяного зачатия, Джо-мальчик, тоже сын, почти гордость - он хороший боксер, только вот не умеет делать две вещи - нападать и защищаться, да и вообще его мужчиной можно назвать с некой натяжкой, как и его дядю Сэма. Природа склонна к повторениям. Третий сын Тедди - блестящий профессор философии оказался не совсем родным, хотя он более других сын своего папаши: ибо искусство самоутверждения на подавлении окружающих, впитанное в стенах родного дома, возведено им в абсолют разума, который отсутствует у родных, и результаты блестящи. Он изощренно давит свою жену, бывшую проститутку - выбор его навряд ли случаен, и у них уже трое детей - еще три мальчика для битья - на сей раз, видимо, интеллектуального. Так, г-н Пинтер? Слабейшие гибнут, ну а выжившие, держась друг за друга - на то они и семья - обязательно будут жить точно так же - в хлеву ли, в Америке...
     Ну и? Кто-нибудь нашел в себе силы согласиться с тем, что это все о нас?
     На площадке Газаров создал очень точную и натуралистичную атмосферу оголтелой дерготни людского бессилия, где все фиговые листочки и звучки "пи.." были отброшены за ненадобностью. Абсолютная тупость болотного существования, никогда не кончающихся, ни к чему не приводящих скандалов подавляет и растворяет и без того не яркие личности. В этой трясине действие не развивается, а вязнет. Его не оживляет даже приезд блестящего братца, поскольку он слишком отсюда, и даже смерть там не событие.
     Все роли прекрасно сыграны. Армен Джигарханян - Макс - без комментариев, очень удачен Джо у Павла Сборщикова. Более всех меня привлекли Ленни - Владимир Капустин и Рут - Ирина Лосева. Их персонажи - полные антиподы - Лении все бьется в истерике и хочет хоть немного стряхнуть с себя этот тикающий кошмар, подбирая для этого тупиковые ситуации и вопросы - скажем, спросить отца - а о чем тот думал, когда его производил на свет? У актера великолепная, выразительная мимика, к тому же он очень пластичен и подвижен - мечется как зверек, попавший во что-то вязкое, все еще вздрагивая от малейшего прикосновения. Он либо станет зверем, однажды почувствовав вкус крови, либо окончательно свихнется. Некое нервное перепутье. Напротив, Рут - гиперсексуальная красавица - абсолютно спокойна. Она уже прошла все это, болевой порог позади, она давно не задает вопроса почему, ее мало что смущает, даже торги, ибо она точно знает, что особо дергаться и переживать не из-за чего не стоит. В результате емкого жизненного опыта ей известно, что громкие слова и пошлые телодвижения - это всего лишь ничего не значащая оболочка - под ней провал, пустота. Рут находится в труднодостижимом состоянии - ей все безразлично и достать ее уже мало чем можно. Адресованная ей хит-фраза: "девочка, не надо жить прошлым" - запоздала. Рут живо реагирует на изменение ситуации, но давно уже не живет, а скорее наблюдает.

     Подведем итоги: спектакль сделан мастерски, зрителя достает, а некоторых и сшибает. Единственный вопрос, который меня все же интересует - чей это выбор? - кого ж это жизнь так допекла?

 

 


Театр Армена Джигарханяна ул.Кооперативная, д.4, корп15; м.Спортивная - 5 мин пешком, тел 245-41-25, 248-34-12
Помещение театра совершенно замечательное - чисто и уютно, зал маленький и удобный - подем большой, акустика хорошая. Все видно, все слышно, все интересно!


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@usa.net