Режиссерская
"Главный недостаток идейного
романа:
в нем приходится писать о людях с идеями,
то есть об одной сотой процента всего
человечества."
Олдос Хаксли
СЕРГЕЙ ГАЗАРОВ: Возвращение домой
Да...Маша! Посмотрела я
таки на свою голову "Возвращение домой". Это
Гарольд Пинтер - новая постановка Сергея
Газарова в театре Армена Джигарханяна. Вот тебе
яркий пример того, как грубый внешний
натурализм помноженный на внутреннею пустоту и
скотство, представленные великолепной актерской
игрой и отличной режиссурой, превращают не самую,
надо сказать, тяжелую пьесу в паровой каток,
который медленно, но верно, съезжает в зал, где
под конец спектакля даже настроенные на упорное
хихиканье и расслабуху зрители затихают,
придавленные собственной жизнью. Через
некоторое время шок проходит и?..
Моя первая реакция после окончания
спектакля - это не моя жизнь. Действительно, на
мою не похожа: некая семья: Макс- мясник, сил уже
нет, но привычка тупо крушить и ломать осталась. К
тому же, жизнь прожита, а в результате - дом-хлев,
набор мальчиков для битья: Ленни, сын-дегенерат,
плод пьяного зачатия, Джо-мальчик, тоже сын, почти
гордость - он хороший боксер, только вот не умеет
делать две вещи - нападать и защищаться, да и
вообще его мужчиной можно назвать с некой
натяжкой, как и его дядю Сэма. Природа склонна к
повторениям. Третий сын Тедди - блестящий
профессор философии оказался не совсем родным,
хотя он более других сын своего папаши: ибо
искусство самоутверждения на подавлении
окружающих, впитанное в стенах родного дома,
возведено им в абсолют разума, который
отсутствует у родных, и результаты блестящи. Он
изощренно давит свою жену, бывшую проститутку -
выбор его навряд ли случаен, и у них уже трое
детей - еще три мальчика для битья - на сей раз,
видимо, интеллектуального. Так, г-н Пинтер?
Слабейшие гибнут, ну а выжившие, держась друг за
друга - на то они и семья - обязательно будут жить
точно так же - в хлеву ли, в Америке...
Ну и? Кто-нибудь нашел в себе силы
согласиться с тем, что это все о нас?
На площадке Газаров создал очень
точную и натуралистичную атмосферу оголтелой
дерготни людского бессилия, где все фиговые
листочки и звучки "пи.." были отброшены за
ненадобностью. Абсолютная тупость болотного
существования, никогда не кончающихся, ни к чему
не приводящих скандалов подавляет и
растворяет и без того не яркие личности. В этой
трясине действие не развивается, а вязнет. Его не
оживляет даже приезд блестящего братца,
поскольку он слишком отсюда, и даже смерть там не
событие.
Все роли прекрасно сыграны. Армен
Джигарханян - Макс - без комментариев, очень
удачен Джо у Павла Сборщикова. Более всех меня
привлекли Ленни - Владимир Капустин и Рут - Ирина
Лосева. Их персонажи - полные антиподы - Лении все
бьется в истерике и хочет хоть немного стряхнуть
с себя этот тикающий кошмар, подбирая для этого
тупиковые ситуации и вопросы - скажем, спросить
отца - а о чем тот думал, когда его производил на
свет? У актера великолепная, выразительная
мимика, к тому же он очень пластичен и подвижен -
мечется как зверек, попавший во что-то вязкое, все
еще вздрагивая от малейшего прикосновения. Он
либо станет зверем, однажды почувствовав вкус
крови, либо окончательно свихнется. Некое
нервное перепутье. Напротив, Рут -
гиперсексуальная красавица - абсолютно спокойна.
Она уже прошла все это, болевой порог позади, она
давно не задает вопроса почему, ее мало что
смущает, даже торги, ибо она точно знает, что
особо дергаться и переживать не из-за чего не
стоит. В результате емкого жизненного опыта ей
известно, что громкие слова и пошлые
телодвижения - это всего лишь ничего не значащая
оболочка - под ней провал, пустота. Рут находится
в труднодостижимом состоянии - ей все
безразлично и достать ее уже мало чем можно.
Адресованная ей хит-фраза: "девочка, не надо
жить прошлым" - запоздала. Рут живо реагирует
на изменение ситуации, но давно уже не живет, а
скорее наблюдает.
Подведем итоги:
спектакль сделан мастерски, зрителя достает, а
некоторых и сшибает. Единственный вопрос,
который меня все же интересует - чей это выбор? -
кого ж это жизнь так допекла?
Театр Армена Джигарханяна
ул.Кооперативная, д.4, корп15; м.Спортивная - 5 мин
пешком, тел 245-41-25, 248-34-12
Помещение театра совершенно замечательное -
чисто и уютно, зал маленький и удобный - подем
большой, акустика хорошая. Все видно, все слышно,
все интересно!
Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное | |
мнение, строго не рекомендательного характера! |
ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ