Малый театр
"Национальный
театр - есть признак взросления нации."
А.Н. Островский
СПАСИБО
Вот и опять, дорогая
Маша, мы взялись за старое! Сентябрь - чудесный
месяц. Он и сам-то по себе хорош, а тут еще все
театры возвращаются к нам, кто с гастролей, кто из
отпусков. Есть все же у меня такое подозрение, что
не только мы больше всего любим наши театры, но и
наши театры больше всего любят выступать дома
перед своими. Чем открыть сезон, я особо не
мучилась, так как всякой мути я еще насмотрюсь,
хотелось просто поблаженствовать. Отправилась я
в Малый - сезон там открывал "Царь Федор
Иоаннович", и, хотя смотрела спектакль я уже
раза два, колебаний в рядах не случилось.
Люди! Спектаклю 25 лет! Премьера
состоялась 29 мая 1973г. А как они играют, с какой
отдачей! Там не то что халтуры, там даже намека на
равнодушие нет. Ведут спектакль, конечно,
Ю.М.Соломин - Федор Иоаннович, Коршунов - Борис и
В.Самойлов - Шуйский. Сразу хочу отметить, что
В.Самойлову уже за 80 - а какой у него звучный,
четкий голос, великолепная дикция, интонации! -
немногие молодые актеры могут с ним сравниться.
"...Царь всея Руси - мне стыдно за тебя!" - эти
слова запоминаются надолго. Теперь скажите,
только честно - сможем ли мы с Вами в 80 лет хотя бы
сходить в театр и много ли ключевых фраз пьесы
запоминается нам в спектаклях?
Очень хочется отправить
стройными рядами всех нынешних передельщиков
спектаклей и перекройщиков классики в Малый
театр. Там очень хорошее место, чтобы посидеть и
подумать. Ведь Ю.М. Соломин имеет возможность
обновить и переделать спектакль. Но, слава богу,
он этого не делает - из уважения, из
ответственности перед создателями спектакля,
перед зрителями. Поклон ему за это! Истинный
человек театра - актер, режиссер и именно человек
- он в своем театре старается сохранять и
приумножать наши уже вековые театральные
традиции и ценности - а "Царь Федор
Иоаннович" - воистину ценность. Царя он сыграл
очень доброго и трагически несчастного. Толстой
считает, что доброта и человеколюбие, на которые
нельзя опереться, - не нужны никому. Это в корне не
верно. Ведь нам всем, особенно сейчас, так не
хватает доброты, человеколюбия, умения прощать.
Вот этого уж мы точно не умеем - прощать. А надо бы.
Соприкасаясь с душевными качествами, которых мы
напрочь лишены, все равно что-то да остается -
недаром Шуйский называет Царя святым, а Годунова
терзают сомнения по поводу Царевича - и Толстой
все-таки отдает приказ зарезать Дмитрия не из уст
Годунова. Тепло души Царя Федора (а скорее всего,
самого Юрия Соломина) согревает всех - и
персонажей трагедии, и людей в зале. Да, его беда в
том, что он неспособен - но может быть это все-таки
высшая закономерность, что после Кровавого
Иоанна дается людям хоть видимая, но передышка.
Ю.М.Соломин играет просто удивительно органично.
Добродушная веселость, мягкость,
нерешительность во всем, что не касается самого
важного - жизни человеческой. Эмоции, и слова, и
слезы - все истинное - идет из глубины души - он
крайне сопереживает своему герою и вызывает у
зрителей и печаль, и радость, а главное -
глубочайшее уважение к великому мастерству
Актера.
Борис Годунов у Коршунова
получился чрезвычайно благородным. Даже не
верится, что он идет по трупам. Но хороший
государственный деятель, умный и сдержанный
политик - чувствуется сразу. Он не жесток, а
скорее тверд - несмотря на все злодеяния, он не
вызывает отрицательных эмоций. Что лично мне
особо импонирует в спектакле - он пронизан каким -
то необыкновенным душевным теплом, несмотря на
всю трагедию происходящего, которая
раскрывается с каждым новым событием в спектакле
и становится все более тяжелой и неотвратимой.
"Царь Федор Иоаннович" заставляет
задуматься - и не только над Русской историей, но
и над судьбами людскими. Меняется время и
меняются акценты в спектакле. И Федор Иоаннович
обращается уже не к Борису, а к нам, к людям -
опомнитесь, будьте добрее, снисходительнее -
помиритесь!
Верный тебе и театру
Неискоренимый классик
Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное | |
мнение, строго не рекомендательного характера! |
ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ