Пойдем в Кино
"Не в Монтене, а во мне самом находится то, что я в нем вычитываю"
Блез Паскаль

 

КУБИК-C РУБИК'S

       Все мы в детстве собирали кубик Рубика. Не думали зачем, просто собирали и все. Вот и на обложке кассеты, выданной мне Аликом, было указано: не время размышлять, что случилось, время искать выход. Но детство-то, увы!, кончилось.
      Фильм назывался "Куб", 1997 года, канадского производства корпорации Cube Libre(!), режиссера Винченцо Натали, с актерским составом ничего не говорящих интернациональных фамилий.
     Внешняя оболочка "Куба"- обычный ностальгический кошмарик. Психологическая подоплека - экстремальные условия. Шесть(и более) персон кидают в этакий большой Кубик Рубика. Как Вы помните, его ячейки все время перемещают, чтобы скоротать время, а фамилия изобретателя, как нельзя более кстати, напоминает слово мясорубка. Так что ловушек там было предостаточно. Заведение это - межнациональное. Попали туда условно итальянец, немец, англичанка, француженка, американец, и, конечно же, негр. Изучив это малоприятное место и ненадежную компанию, наши герои начинают выбираться на волю. Фильм построен пошагово: комната - ход. На каждом этапе большого пути происходит вполне естественный сброс шелухи с того или иного героя. Потихонечку зрителю раскрывается собственно человек, а не то, что каждый из нас хочет явить обществу. Неформальный лидер(негр!), добропорядочный полицейский с тремя детьми становится обычным агрессивным питекантропом, обезумевшим от страха. А невзрачная боязливая девушка (в очках!)- рассудительным центром группы. Собственно, почему? Да потому что мускулистый герой годится только на то, чтобы тупо следовать за другими, а юная леди - обладает исключительно востребованными в данных обстоятельствах математическими способностями. Она, правда, шла окольным путем, но это понятно. Она молодая, все в первый раз. Волновалась, пользовалась решениями, которые лежат на поверхности. Вот если б не в первый - села бы, подумала, подстелила бы соломку... Не отвлеклась бы на эмоции. Глядишь, осталась бы в живых. Между негром и девушкой, то есть тем, кто живет вообще не думая и той, которая думает, но еще не успела пожить - два промежуточных персонажа. Оба - рефлексирующие реалисты. Понимают, что по жизни несостоятельны. Уорт - скептически пассивен. В одном из проходов выясняется, что когда-то он был активен, строил внешнюю оболочку для Рубика, не задумываясь зачем: работа-то хорошая. Попав в собственное творение, расстроился настолько, что понял - любая работа плохая, доверять нельзя никому, и жизнь, соответственно, смысла не имеет. Холлуей - скептически активна. В отличие от Уорта - у нее очень неуравновешенная нервная система, и она не может взирать на свой крах пассивно. Ей надо все время чем-то себя занимать, чтобы не заорать от сознания собственного бессилия: она болтает без умолку, цепляет всех и вся, всех и вся опекает. Пройдя неясные намеки на современные круги Ада, наша четверка гибнет. Девушка по молодости, как Джульетта, Уорт спасая мир и самосознание, а также как Ромео - теперь - почему нет? Негр, тупо как злодей, Холлуей - принеся себя в жертву, никому, впрочем, не нужную. А разве бывают нужные жертвы?..
    Три персонажа - отдельно. Первый введен в качестве своеобразной прелюдии к самой истории. Некий символ киношности событий - человек попавший в ловушку пластелиново распадается на части. Мы не в жизни, вроде бы...
    Дальше идут самый простой - Ренн и самый неоднозначный - Казан. Самый простой гибнет раньше всех, становится фишкой-меткой. А Казан выходит на свет божий, а может и не божий, но все-таки свет. Совсем не потому, что в мировой мясорубке выживают лишь недоумки. На мой взгляд, Казан - тоже персонаж-символ. Он живет своей внутренней жизнью больше, чем внешней, лишь изредка позволяя другим пользоваться своими преимуществами, перед так называемыми "открытыми системами". Раньше это называлось - "собирать марки". Теперь употребили бы термин "компьюторщик". Жутко вокруг - залез в скорлупу, а там такой мир! Зеленые комнаты, день, 27 пачек жвачки, ну, и так далее...
     Что касается постановочных приемов - фильм очень простой, логичный и точный. Леденящий ужас нагнетается в самом безопасном месте. Оно еще хуже ловушек, поскольку барьер страха сдерживает другие эмоции, а они у нашей команды большей частью отрицательные. Много психологических нагрузок, но распределены они весьма равномерно: замкнутое пространство, несовместимость персонажей, отсутствие информации, монотонность одинаковых комнат, видимая бессмысленность движения. Хотя постулат - "движение-жизнь" - не нарушен. Если бы персонажи никуда не двигались, они бы умерли еще раньше. Короче - ни с чем не поспоришь. Даже с цветом комнат- сигнальный декор. Да и вообще цветная психология - дело модное. Казан не любит красное - наверное пацифист, а может даже и Гринпис?

    Не время думать, время выбираться. Итак, в экстремальной ситуации, если не можешь справиться с большой задачей - поставь много маленьких. Действуй пошагово. И, в результате, придешь к выводу, что лучше было сразу поразмышлять  глобально. А поскольку самыми экстремальными обстоятельствами из всех известных, является наша с вами обычная рядовая обывательская жизнь, так и тянет сразу выяснить: кто из нас на что способен, и к чему же, собственно, все это нас ведет?



Cube (1997) Canada

Directed by Vincenzo Natali

Nicole de Boer - Leaven
Nicky Guadagni - Holloway
David Hewlett - Worth
Andrew Miller (I) - Kazan
Julian Richings - Alderson
Wayne Robson - Rennes
Maurice Dean Wint - Quentin

http://us.imdb.com/Title?0123755


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru