PRO Кино

Взгляд Улисса

“Взгляд Улисса” Тео Ангелопулос, Греция, 1994.
( ретроспектива)

    Ангелопулос тих и немногословен, открывая свою ретроспективу. Он - образец редкой в Греции интеллегентности, и поэтому почти изгой в собственной стране. Лучший греческий писатель Никос Кадзандзакис был похоронен за оградой кладбища, лучший греческий режиссер признан во всем мире гораздо более, чем у себя на Родине.
    “Этот фильм – не развлечение”, - тихо говорит он, -“Я не думаю, что человек должен развлекаться. Он должен думать.”
    Греция думать не хочет, она хочет развлекаться, и на это у нее есть право. Ибо, если задуматься, то станет страшно.
    “Мы умираем. Не знаю, сколько лет мы провели уже на земле, вон сколько вокруг развалин и статуй. Но это точно, мы, греки, умираем. И пусть наша агония будет короткой, потому что, если она будет длинной, то мир этого не вынесет”.
    Так говорит в фильме шофер такси, везущий главного героя, греческого режиссера, из Греции в Албанию. Тот одержим идеей найти три непроявленных ролика, снятых в начале века братьями Манакис, греческими Люмьерами. Этот поиск проведет его по всей Европе, прежде чем пленки обнаружаться в разгромленном войной Скопье. Там, среди взрывов, будет радость обретения и надежда на то, что формула состава, необходимого для проявки, вот вот будет найдена. Но формула окажется неправильной, коллега-энтузиаст будет жестоко убит, и на экране рыдающий режиссер увидит лишь бессмысленное черно-белое мелькание.
    Благословенен Одиссей, терпящий лишения странствий, когда он знает, что на Итаке его ждет дом. Современный Одиссей не имеет, где преклонить голову. Он перемещается не только в пространстве, но и во времени, превращаясь то в самого себя-ребенка, то в приговоренного к растрелу военного преступника, то в воскресшего мужа югославской вдовы. Одиссей, ты не знаешь самого себя, ты не знаешь, зачем и куда ведут тебя ноги, потому что детство твое было Бухарестом, юность Парижем, а зрелые годы Америкой. Подобно соплеменникам ты не можешь найти утешения в вине и танцах, потому что слишком многое знаешь. Ты вечный скиталец на руинах Юго-Восточной Европы, ты одинокий странник, стремящийся к истокам, которых давно нет. Ты любишь мир, но мир не любит тебя. Быть может, пионерами искусства, которому ты служишь, были именно братья Манакис. Но мир не знает их. Он знает братьев Люмьер.

 


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru