Пойдем в Кино
"Не в Монтене, а во мне самом
находится то, что я в нем вычитываю"
Блез Паскаль
ТОРЖЕСТВО
Не знаю, зачем понадобился негр режиссеру - может это только очередной изумительный типаж. Мне же Гбатокай спокойно сказал с экрана: "Не волнуйся. Все обойдется". Он вообще не понял, по какому случаю переполох - для него сексуальное пользование собственных детей вообще не есть событие. Скорее вещь житейская. Все в мире относительно. Устои, традиции, нормы, догмы...
Томас Витенберг, один из
режиссеров "Догмы"
, вполне успешно выступил против внешних,
технических, скажем так, изготовительных приемов
кинематографа. По содержанию и сути проблем -
фильм более, чем традиционен, я бы даже сказала
консервативен. Бегущая за Микаелем камера, живой
шорох звука, крупные планы Ларса, Матери,
отсутствие всяких карнавальных побрякушек типа
взрывов и динозавров, только усиливают
великолепную портретную кино галерею и делают
ярче сотни раз описанную и отыгранную картину
добропорядочной буржуазной семьи со снятым
верхнем слоем лака. Единственная дань моде,
вернее нашему времени - скорость съемки, динамика
и насыщенность сюжета.
В крупных планах - живые глаза, тревога,
беспокойство человека на мушке. Герои фильма
немного неуютно чувствуют себя под прицелом
камеры. Из-за этого ощущения достоверности, к ним
быстро привыкаешь, пытаешься разобраться в
чуждой тебе ситуации - странный эффект близости,
нечто вроде смыслового домашнего видео. Подбор
исполнителей, почти 100% попадание в образ - вот
залог успеха фильма, хотя догматики и не пишут
ничего об этом в своем манифесте. Манифест этот
вообще "от лукавого". В этом фильме главное -
не то, что делает режиссер с пленкой, а то, что он
нашел в актере, выделил, усилил, заставил
работать на ситуацию, на тему, на киноряд в целом.
Негр прав: дело- то житейское: главное - не сама
проблема, а то, кем и как она решается.
Исходя из того, что главное в фильме -
люди, начнем с явных удач. С моей точки зрения -
это Ким, Мать и Микаэль. Кадры, отснятые на кухне
вообще подозрительно смахивают на документалку,
а не на игровое кино(поклон Вайде). Резон велик:
Ким - хрестоматийный персонаж Скандинавской
литературы. Любимый Стриндберг ярко и прямо,
Ибсен мягко и завуалировано, но оба поминутно,
напоминают нам, о том, что балом правят из кухни.
Не только Скандинавия, но и Европа, в целом, с этим
согласна. И мы согласны. Ким просто великолепен -
спокоен, уверен в себе - чего суетится, если за
спиной вековые традиции.
Бергмановская Мать (Birthe Neumann) -
красавица, с изумительной выдержкой: ни мускул не
дрогнет на ее лице ни при каких обстоятельствах.
Ее выдают блестящие выразительные глаза. Все, что
творится в доме - отчасти ее заслуга.
Обвинительная речь сына для нее не есть
неожиданность - когда-то это должно было
случиться. Все оценки, что она дает детям - упреки
самой себе. У кого хватит духу обвинить ее в
смерти дочери?
Микаэль
(Thomas Bo Larsen) просто бродит рядом с нами. Вернее,
если собрать нервную энергию, отрицательного,
преимущественно, потенциала, вашу и Со - вот вам и
Микаель. Он издергал даже зрителей в зале.
Абсолютно естественен, никакого наигрыша. Актер
легок и обладает необычайно богатой мимикой.
Продвигается его Микаель мелкими перебежками,
мысли и эмоции скачут как шарики для пинг-понга -
такие же маленькие, жесткие и простенькие, масса
неизрасходованной энергии выливается в изобилие
лишних жестов. Гибок физически, выразителен
эмоционально и слегка отстал умственно. Почему
не вызывает неприятия? Очень органичен - его
скорее жалеешь, чем осуждаешь. Ведь этот петушок
на самом деле мог совершенно спокойно не знать,
что творится у него под носом.
Сестра - весьма традиционый типаж
никчемной истеричной дочери богатых родителей.
Чтобы хоть как-то расцветить унылый скучный
образ - ей выдали в бой-френды негра, с которым в
фильм вошел легкий эпатаж, расистская тематика и
философия относительности. Гбатокаи (Gbatokai Dakinah)
безукоризненно сработан по всем статьям: от
смысловой нагрузки образа, до актерской
реализации персонажа. Жена Микаэля слишком сера -
она хороша в своей серости, с такой симпатичной
оранжевой ромашкой в волосах, на ужине, где все
дамы с ног до головы усеяны бриллиантами. Но
серость - это не по моей части.
Образ
брата-близнеца Кристиана (Ulrich Thomsen) слишком
перегружен фрейдизмом, всевозможными
подавляющими комплексами, близнецовыми
осложнениями и проч. По идее, каждый его психоз
должен перекрывать другой, иначе он давно бы уже
торжествовал в сумасшедшем доме. Режиссер не
удержался от соблазна создания "сложного
образа", который, на мой взгляд, вышел слишком
перекрученным, "киношным". А главное - уж
больно быстро Кристиан очухался. Этакий
скоропостижный катарсис: психический излом
сросся, комплекс вины улетучился, сексуальная
подавленность канула в Лету, тянущая на тот свет
сестра-близнец отпустила руку. Всего-то и
потребовалось - прогнать папу. Что-то не
сходится. Либо перестарались, создавая персонаж
изначально, либо не было времени и пленки, дабы
доразгрузить его более логично. Он как-то
выбивается из общей органики картины, хотя актер
работает просто великолепно.
Из вторых персонажей очень удачны
немец и Ларс. Только иностранец, особенно немец,
может с такой всесокрушающей тупой
настойчивостью "поддерживать" традиции,
несмотря ни на какие катаклизмы. К тому же
дисциплина. Начатое дело надо довести до конца.
Бр-р-р... Это мы читали. И, наконец, Ларс - просто
душка. Сказать про него особо нечего, но
наблюдать забавно. Он как-то уверенно пуглив:
скорее всего выплывет в любой ситуации.
Монтаж фильма великолепен. Из общих
сцен порадовало "раннее утро после казни" -
только напрасно все были в белом. Резанул глаз
повтор лесбийского аванса. Это называется
"телефоны для тех, кто понял". Мы поняли, мы
все поняли с первого раза. Но, фильм ведь не
только для нас. Фильм для всех. Титры идут в воде,
отсылкой к Тарковскому. Жизнь продолжается...
Продолжение следует...
"Торжество" Дания, 1998
режиссер...Thomas Vinterberg
сценарий...Thomas Vinterberg, Mogens Rukov
В главных ролях
Ulrich Thomsen, Henning Moritzen, Thomas Bo Larsen, Paprika Steen, Birthe Neumann, Trine
Dyrholm, Gbatokai Dakinah
http://www.zhurnal.ru/kinoizm/happen/dogme.htm
http://www.kinoart.ru/1998/12/10.html
http://www.volovik.com/kino/dogma'95.htm
Музей кино: фильм периодически демонстрируется в пятом зале. Следите за афишей.
Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное | |
мнение, строго не рекомендательного характера! |
ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ