Питер

"В хорошем месте замок..."
У.Шекспир

МАКБЕТ

Да, Маша, бывает и такое - я в Питере и не в Мариинке. Правда, крайне редко. Спасибо любимым музыкантам, отыгравшим Вторую Малера 13го днем и отпустившим меня вечером в БДТ, где, по счастью, шел "Макбет" в постановке Т.Чхеизде.
     Начатая Робертом Стуруа традиция представления жесткого, грубовато-экспрессивного, динамичного, мало эмоционального и скорого на события Шекспира Т.Чхеизде была продолжена весьма достойно. Согласно последним веяниям, на сцене были потемки, туман, много железа, обилие бушлатов и кожи, подразделение быстрого реагирования, избыточно натуралистичный Макбет - Г.Богачев, военизированный Макдуф - Е.Сидихин, Дункан - К.Лавров в шинели до пола, Алиса Фрейндлих в парике из кошмариков, в роли одной из ведьм - мужчина. Единственный, кто выбивался из сего стройного ряда - мой любимый А.Толубеев-Банко - интеллигентен, сдержан и органичен, как всегда.
     Все-таки это был некий вариант полу-Стуруа - манера Т.Чхеидзе мягче сама по себе, да и темперамента Богачеву явно не хватало. Очень уж неуютно чувствовал он себя в кожаной броне несомненно наигранной брутальности Макбета. Это сыграло на руку постановке, усиливая двойственность созданного образа. Макбет-Богачев шел по трупам ужасаясь - чем чаще Макбет принимал решения, тем тяжелее было играть Богачеву. Т.Чхеидзе как бы говорит нам: не верьте сказкам о безнаказанности, везении, провидении, а главное, помните: самый тяжелый суд - суд над самим собой. Опять к Шекспиру добавился мой любимый писатель, чему я была даже рада. Ибо безапелляционная жесткость Стуруа - это прямой взгляд в глаза действительности через воспоминания о прошлом. А искания Чхеидзе - некая отсылка в будущее и скорее философский, чем сугубо практический подход к истории.
     Леди Макбет у Алисы Фрейндлих вышла по всем канонам - она была сильна и неординарна, значительно крепче мужчин волей и желаниями. Даже в насланном на нее небом сумасшествии она явно дала понять, что не только не испытывает раскаяние, но и малейшие сомнения ей незнакомы. А кровь на руках вызывает лишь досаду.
     Хорош был и спутник-символ вечно шатающейся власти - верный слуга в референтских очках, невозмутимый, с неизменной сигаретой, позволяющей больше выслушивать чужое мнение, чем высказывать свое и облаченный в облегченную копию кожистой брони своего господина.
     Как ни странно, но обильный дым со сцены, грохот железа, разнообразие военных мундиров и рок музыка меня совершенно не смутили. Может любимый Питер влияет благотворно, обычно-то я как Хоботов - " в шорах своей предубежденности". Да и все казалось весьма органично Шекспировскому тексту. "Ностальгия по крепкому военизированному государству" - так сей вариант обозначил мой собеседник Лева - была представлена отменно.
     Спектакль отыграли просто на УРА. Хочу тебе сообщить, что на сей раз в Питере был жуткий холод, да и зал в БДТ практически не отапливается - а Алиса Фрейндлих играет последние сцены в тоненькой рубашечке! Не знаю на что они там живут, но в БДТ по-прежнему есть билеты по 5 рэ. Зал, надо сказать, был почти полон и необычайно благодарен.
     Радостно видеть, что несмотря ни на что, БДТ явно возрождается. Ставятся новые вещи (17 января - "Отец" А.Стриндберга), сохраняются и спектакли Г.В.Товстоногова. Хочется выразить огромную благодарность всем: актерам, режиссерам -несмотря ни на какие жизненные трудности, театр живет - это самое главное!
Когда в Питер?

Московский гость

 


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru