Питер
"В хорошем месте
замок..."
У.Шекспир
МАКБЕТ
Да, Маша, бывает и такое - я в Питере и не в
Мариинке. Правда, крайне редко. Спасибо любимым
музыкантам, отыгравшим Вторую Малера 13го днем и
отпустившим меня вечером в БДТ, где, по счастью,
шел "Макбет" в постановке Т.Чхеизде.
Начатая Робертом Стуруа
традиция представления жесткого,
грубовато-экспрессивного, динамичного, мало
эмоционального и скорого на события Шекспира
Т.Чхеизде была продолжена весьма достойно.
Согласно последним веяниям, на сцене были
потемки, туман, много железа, обилие бушлатов и
кожи, подразделение быстрого реагирования,
избыточно натуралистичный Макбет - Г.Богачев,
военизированный Макдуф - Е.Сидихин, Дункан -
К.Лавров в шинели до пола, Алиса Фрейндлих в
парике из кошмариков, в роли одной из ведьм -
мужчина. Единственный, кто выбивался из сего
стройного ряда - мой любимый А.Толубеев-Банко -
интеллигентен, сдержан и органичен, как всегда.
Все-таки это был некий вариант
полу-Стуруа - манера Т.Чхеидзе мягче сама по себе,
да и темперамента Богачеву явно не хватало. Очень
уж неуютно чувствовал он себя в кожаной броне
несомненно наигранной брутальности Макбета. Это
сыграло на руку постановке, усиливая
двойственность созданного образа.
Макбет-Богачев шел по трупам ужасаясь - чем чаще
Макбет принимал решения, тем тяжелее было играть
Богачеву. Т.Чхеидзе как бы говорит нам: не верьте
сказкам о безнаказанности, везении, провидении, а
главное, помните: самый тяжелый суд - суд над
самим собой. Опять к Шекспиру добавился мой
любимый писатель, чему я была даже рада. Ибо
безапелляционная жесткость Стуруа - это прямой
взгляд в глаза действительности через
воспоминания о прошлом. А искания Чхеидзе - некая
отсылка в будущее и скорее философский, чем
сугубо практический подход к истории.
Леди Макбет у Алисы Фрейндлих
вышла по всем канонам - она была сильна и
неординарна, значительно крепче мужчин волей и
желаниями. Даже в насланном на нее небом
сумасшествии она явно дала понять, что не только
не испытывает раскаяние, но и малейшие сомнения
ей незнакомы. А кровь на руках вызывает лишь
досаду.
Хорош был и спутник-символ вечно
шатающейся власти - верный слуга в референтских
очках, невозмутимый, с неизменной сигаретой,
позволяющей больше выслушивать чужое мнение, чем
высказывать свое и облаченный в облегченную
копию кожистой брони своего господина.
Как ни странно, но обильный дым
со сцены, грохот железа, разнообразие военных
мундиров и рок музыка меня совершенно не смутили.
Может любимый Питер влияет благотворно,
обычно-то я как Хоботов - " в шорах своей
предубежденности". Да и все казалось весьма
органично Шекспировскому тексту. "Ностальгия
по крепкому военизированному государству" -
так сей вариант обозначил мой собеседник Лева -
была представлена отменно.
Спектакль отыграли просто на
УРА. Хочу тебе сообщить, что на сей раз в Питере
был жуткий холод, да и зал в БДТ практически не
отапливается - а Алиса Фрейндлих играет
последние сцены в тоненькой рубашечке! Не знаю на
что они там живут, но в БДТ по-прежнему есть
билеты по 5 рэ. Зал, надо сказать, был почти полон и
необычайно благодарен.
Радостно видеть, что несмотря ни
на что, БДТ явно возрождается. Ставятся новые
вещи (17 января - "Отец" А.Стриндберга),
сохраняются и спектакли Г.В.Товстоногова.
Хочется выразить огромную благодарность всем:
актерам, режиссерам -несмотря ни на какие
жизненные трудности, театр живет - это самое
главное!
Когда в Питер?
Московский гость
Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное | |
мнение, строго не рекомендательного характера! |
ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ