Питер

"В хорошем месте замок..."
У.Шекспир

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Всем привет!

Начну, пожалуй, с Меньшикова. Ажиотаж, конечно, был немереный, когда он приехал. Впервые контрамарки выдавали накануне спектакля, потому что для входа в театр перед самим спектаклем – даже к администратору – надо было предъявить тройному оцеплению из ОМОНа заранее полученную контру. Я еще сходил на пресс-конференцию с Меньшиковым и с Каплевичем. Как обычно, это было до гастролей, а посему наши журналисты, еще не посмотрев спектакль, стали задавать банальные и дурацкие вопросы. Надо сказать, что на мероприятия подобного рода – неважно, кто выступает: звезда эстрады, театра, художник или директор пивзавода – приходит одна и та же журналистская братия, которая в массе своей до конца профессионально не сечет ни в чем. Даже в пиве. Поэтому вопросы идут в тему и не в тему, и всегда одинаковые. Меньшиков всем своим видом давал понять, что ему все эти расспросы – профессиональные или нет – опостылели до ушей и скорее бы это прекратилось. Но отвечал на все.

На спектакле я ждал Режиссуры. И не дождался.

Ее не было и не пахло ею, что самое обидное. Текст был гениальным, оформление – красивым, музыка – изумительной. Моя однокурсница и соседка, фанатка Меньшикова, купившая билет за 150 рублей (а цены доходили до 700 рублей, это для театрального Питера неслыханная наглость!) пришла домой совершенно обалдевшая, потому что ожидала увидеть совсем другое. В ответ на ее вопрос “Ну как?” я, чтобы ее не обидеть, стал что-то лепетать, и тут услышал такой разнос творения ее любимца, что от неожиданности умолк. И в этом мы были едины. Я на спектакле откровенно скучал. Можно было уйти из зала в начале диалога Фамусова и Скалозуба, а через 10 минут вернуться, и на сцене все было бы по-прежнему. Как герои сидели столбами, так и продолжали сидеть. Нельзя в течение такого длительного времени ничего не менять на сцене, это скучно и непрофессионально. Когда глазам нет работы, их хочется закрыть, а там и до сна недалеко. Некоторая публика – даже из первых дорогих рядов – раскусила это раньше меня и пыталась покинуть зал еще до антракта. В антракте никто никого не держал. Человек 15 при мне ушли из театра.

С точностью можно было предсказать, что же будет дальше. Никто из абсолютно однородной массы молодежи, занятой в спектакле, не выделился для меня как актерская личность. Все серые, безликие. Толпа. Я так думаю, что артисты они, может, и хорошие, но не дали им раскрыться. Даже Екатерина Васильева не впечатлила. Ну вышла, ну посидела в шубе для позирования фотографам, ну ушла. Почему именно Екатерина Васильева, я так и не понял. Неужели, например, Татьяна сделала бы хуже?

Предсказано мною было и то, что единственным ярким пятном в спектакле станет Мигицко. Так и случилось. Его десятиминутный эпизод – это взрыв. Но не для театрального Питера. Все дело в том, что Мигицко такой в каждом своем спектакле, это его амплуа. Он уже не может быть другим, и этот штамп благополучно перешел и в меньшиковский спектакль. Да, для Москвы этот ввод хорош, для провинции тем более, там все съедят, а мы это уже видели и не раз. Конечно, новые русские, впервые увидевшие Мигицко в “Горе от ума”, умилялись. А я нет. Над одним анекдотом два раза не смеются.

Вообщем, я так подумал, что можно было купить за червонец билет и посмотреть воочию в Павловском парке то, что Каплевич (надо сказать, достойно) перенес на сцену, а потом купить еще за червонец билет в театр Ленсовета на спектакль, например, “Любовник”, и увидеть лучшую на сегодняшний день театральную работу того самого Мигицко.

“Любовников” этих я насмотрелся уже до горла. Первый – в Ленсовета – лучший. Поставил это дело Владислав Пази. Он очень хорошо угадал концепцию и предоставил Мигицко сыграть две разные роли. Муж и Макс. Полярные люди. Муж – мямля, нескладная дылда, и любовник Макс – страстный ковбой в корсете. Зал хохочет не переставая. Дело делал режиссер. Пьесу я не знал до этого просмотра, а посему наблюдать и угадывать было крайне забавно. Этот любовник должен быть совсем иным, нежели муж, и он именно таким и был. Непредсказуемым.

А вот та халтурища, которую привезли под маской “Театра Луны” Елена Кондулайнен и Валентин Смирнитский, меня убила еще больше, чем “Горе от ума”. Скучно до тошноты. Все предсказуемо. Любовник абсолютно ничем – от поведения до внешнего вида – не отличается от муженька. А когда дело дошло до умопомрачительнейшего плагиата – стриптиза увядшей (для пенсионеров – вечно молодой) секс-бомбы (имею в виду не Ким Бэсинджер, конечно) под музыку из “Девяти с половиной недель” – ну, тут мне захотелось дать режиссеру по морде за испорченный вечер.

Была еще парочка любовников и их подружек в других театрах, но они еще более-менее приемлемые. Пища, по крайней мере, назад не просится.

Следующим появлением в Питере этого самого “Театра Луны” явился показ спектакля “Ночь нежна”. Я много читал и о спектакле, и о наградах, которых он удостоен, и интервью с Прохановым, симпатия к которому после “Усатого няня” не проходит у меня до сих пор, проштудировал.

И вот эта вещица, играемая в Москве, насколько я знаю, в зале мест эдак на сто, в Питере вылезла ни больше ни меньше – на огромную сцену Мюзик-холла, и посмотреть ее одновременно могли бы аж полторы тысячи душ. Зал, правда, был далеко не полным, хотя имена Певцова и Виноградова всегда привлекают театралов Питера.

Не знаю, за что там награды. В паре эпизодов порадовал Певцов, а в остальном скука смертная. Зал был, также как и я, вялый. Возможно, это действительно надо было играть где-нибудь в новом здании “Приюта комедианта”, но звездам же надо заработать! В следующий раз могу предложить сыграть в Спортивно-Концертном Комплексе, народу придет 17 тысяч. Кстати, 12 лет назад там своего “Хоакина Мурьету” показывал Ленком. Несколько дней стадион был битком. Звук сделали как на концерте, но не видно было ни черта. Зрители же были довольны – попали на Ленком.

Вообще Питер в последнее время объелся разного рода московскими антрепризами очень сомнительного качества. Два – три известных имени (а часто вообще одно) на афише – толпа валит со всего города. Звезд привезли!!! Слава Богу, у нас пока не идет ни один вариант “Нины”, зато привозили их к нам под разными названиями аж три. Оригинал приехал последним, до него были “Какая идиотская жизнь” с Гундаревой, Джигарханяном и Гаркалиным и “Фанданго” с Татьяной Васильевой, Стоцким и кем-то еще, не помню. Васильева вообще чуть ли не каждый месяц здесь, и все время по три-четыре раза одно и то же возит. Актриса она замечательная, но играет в основном нечто не стоящее внимания. Можно уже даже не ломиться на первый приезд антреприз – все равно еще и еще приедут. Денег-то хочется. А можно и вообще на них не ломиться, чем я и занимаюсь в последние месяцы. Как страшный сон вспоминаю свои посещения многих московских шедевров драматического дурновкусия.

Конечно, среди того разнообразия, которое у нас порой проявляется под видом гастролей, можно, безусловно, найти шедевры – или с точки зрения актерского мастерства, или с точки зрения постановок. Что-то я видел в Москве, потому что к нам не привозили, поэтому это могут быть уже спектакли со стажем. Лично для меня за период 1997-98 гг. восхищениями стали:

Кармен (Геликон-опера)

Квартет для Лауры (Л. Полищук и Н.Добрынин)

Превращение (Сатирикон)

Ромео и Джульетта (там же)

Крутой маршрут (Современник)

Виндзорские насмешницы (Ахеджакова прелесть!!!!!!!!)

Еще Ваг Гог (Табакерка)

Псих (там же)

Последние (там же)

А также Е. Германова и С. Безруков во всем, что бы они ни делали!!!!!!!!

Разочарования моего театрального года – “Мы едем, едем, едем…” и “Пигмалион” в Современнике. Никак не ожидал, что мой любимый театр спустится до такого уровня, что на афише рядом с “Вишневым садом” и “Ревизором” поставит этот кошмарный текст Коляды, который, думаю, ни один интеллигентный актер (а в Современнике все такие) не сможет без отвращения и внутреннего сопротивления произносить. Выбора Волчек в данном случае мне не понять никогда. Так же, как и не понять ее "Пигмалиона" – примитивного, невзрачного и унылого. Наш, питерский, хоть тоже не подарок, но все равно на порядок выше.

Кошмар года – дебют на театральной сцене в очередной антрепризе госпожи Федосеевой-Шукшиной. Кошмар называется “Все врут календари”. Единственная радость по поводу увиденного – ХАЛЯВНОЕ посещение этого культмероприятия. Опять же на сцене Мюзик-холла.

Конечно, в Питере тоже хватает бездарностей и безвкусицы. Но об этом сейчас не хочу. Есть у нас вещи, которые на меня произвели сильное впечатление. Часть из них серьезная, другая часть озорная. В каждом своя прелесть. Если их не посмотреть, не получишь кайфа. Их перечислением и закончу.

Концерт Саши Черного для фортепиано… (Александринский театр, Малая сцена, постановка Г. Козлова, исп. А. Девотченко)

Самоубийство влюбленных на Острове Небесных Сетей (театр им. Комиссаржевской, Малая сцена, постановка В.Пази)

Сэконд-хэнд (Наталья Фиссон и Компания. Великолепная, изумительная двухчасовая клоунада!!!!)

“Фарсы” (театр “Фарсы”)

“Фантазии…” (театр “Фарсы)

“Таня-Таня” – театр Сатиры, Малая сцена

“Покойный бес” (по “Повестям Белкина” Пушкина. ТЮЗ)

“Душекружение” (Александринский театр, Малая сцена, исп. А. Баргман)

“Бегущие странники” (Малый драмтеатр, постановка В. Туманова)

“Аркадия” (БДТ)

“Блистательный Санкт-Петербург”, “Неизлечимые”, “Всю жизнь как свинья”, “Старуха” - моноспектакли Ю. Томошевского в “Приюте комедианта” по произведениям Аверченко, Саши Черного, Северянина, Зощенко, Агнивцева…

На этом все, пока...

 

 


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru