Маленькие радости

"Она засунула руку за творения великих умов и извлекла оттуда
Тайну кельтских изумрудов"
Олдос Хаксли

 

МЕНЬШИКОВ

Глубокоуважаемая и горячо любимая Маша!

      Речь опять пойдет о сокровенном, ибо посмотрела я "Горе от Ума" Олега Меньшикова. Сразу скажу, что я имела честь лицезреть  два ослепительных явления - Меньшикова в роли Чацкого и всех, кого можно в роли зрителей. Начнем с Героя. Меньшиков был просто роскошен. Чацкий его был недостижимо умен и блестящ так, как собственно умен и блестящ сам Меньшиков. Он изыскан до великолепия, искрометен до умопомрачения, речь его столь выразительна, а движения столь легки и изящны, что примерно на 20-й минуте спектакля у меня появилось неистребимое желание, чтобы все остальные со сцены ушли навсегда, а Меньшиков сыграл бы все роли сам. В моем понимании это был бы Шедевр, о чем я незамедлительно поделилась с подругой. Она с трудом покивала, так как шея у нее болела по вполне понятным причинам.
      Далее сам образ. Я такого реального Чацкого еще не видела - это был не школьный стальной гигант - приехал - всех обстебал- получил по шее - всех презрел и уехал, громогласно потребовав карету. Это был и не холодный надинтеллектуал, которому одному только известны великие прописные истины, а все остальные - так, просто погулять вышли. Это был нормальный человек. Вспомните, как часто в жизни мы удивляемся, ну что такого нашел наш умный и блестящий друг в этой финтифлюшке, и как он странен и непонятен в своей привязанности, и как меняется не в лучшую сторону, становится неинтересным и скучным. Да и о России, о засилье иностранщины он сожалел по-настоящему - я с ним, конечно же, солидарна.
      Самое трудное в сценическом воплощении Чацкого, на мой взгляд - первое появление и последняя фраза (про нее, родную, про карету). Все сидят и ждут: "Ну, что же на сей раз?" А на сей раз было простенько и со вкусом - не первое появление, а два первых появления. И, конечно же, первые аплодисменты, причем явно не авансового характера. А вот последний монолог - он меня просто покорил. Ведь большинство отвергнутых людей ведут себя именно так, как вел себя Меньшиков-Чацкий - они как- то подавленно затихают, говорят с горечью, в которой зачастую проглядывает нарождающаяся неуверенность в себе. И все время этот вопрос - как же так, почему не я? И как же ему было досадно и обидно за себя. Как, впрочем, и всем нам. И уж конечно, в такой ситуации никто не будет обличающе пригвождать к месту недостойных, громогласно потребовав карету, а скорее, последние слова произнесут именно по-Меньшиковски. Но ведь театр - это не реальная жизнь, и здесь все - Герои, по крайней мере пытаются, особенно в щекотливых ситуациях. А Меньшиков поступил, как в жизни - немногие на это могут решиться. Как же я его зауважала! То есть, конечно, уважаю и люблю я его давно (да кто ж не любит!), но тут особенно. За смелость быть самим собой.
      Вообще надо быть очень смелым человеком, чтобы ставить "Горе от Ума", да еще и в Москве, да еще сейчас. Они только собираются что-то сказать, а мы уже знаем - что. Хотя, судя по реакции некоторой части зала (скажем, по неоднократным аплодисментам до окончания монологов Чацкого), там все же были люди, с Грибоедовым по неведомым причинам не знакомые (может неграмотные?). Спектакль совершенно современный - и в то же время Грибоедовский буква в букву. Это просто реликтовая ценность, поскольку у нас есть либо нормальная классическая классика - скажем, у Петра Фоменко или в Малом театре, либо осовремененная несчастная и совершенно несмотрибельная классика. Меньшиков же предложил редкостное сочетание прекрасного и вечного классического слова и абсолютно нового современного оформления. Сценография в спектакле (П.Каплевич) - очень высокого уровня. Особенно мне понравились музыка (В.Гаврилин - еще бы она мне не понравилась!) и свет.  Меньшиков - молодец: собрал в зале всех Грибоедовских персонажей и высказал все, что он о них думает, а они (то бишь мы) ему бурно за это аплодировали. По сути он поставил два "Горя от ума" - одно на сцене, другое в зале - со знаменитостями, ажиотажем и прочей мишурой. Все это часть его спектакля и вся Москва продолжает прилежно играть свою роль.
      У Олега Меньшикова критически не театрально тихий голос, но при его репликах и, тем более, монологах - зал прямо-таки вымирал. Все зрители синхронно подавались вперед, ловя буквально каждое слово (и так все три с лишним часа), переставали чихать, ерзать, ронять вещи и дышать. Даже пейджеры и радиотелефоны на время смолкали. А зал, доложу я Вам, был не из кислых. Сиятельный был зал - аж в глазах рябило. Проще назвать кого там не было - не было театра Современник, так как они на гастролях. Остальные были все. Судя по наличию женщин неземной красоты, присутствовали также несметно богатые люди. Наши, зрительские, пристрастия - это очень хорошо, но реакции профессионалов - это необычайно интересно. Соответственно, глаза у меня были, как у молодого щенка - в разные стороны - то бишь один глаз не отрываясь следил за Меньшиковым, другой сканировал по залу. Когда Меньшиков исчезал из поля зрения, оно(зрение) налаживалось, естественно, на зал. Как только Олег Меньшиков появлялся, все начинали реагировать - и, конечно, по-разному. Михаил Козаков одевал очки и начинал внимательно изучать жизнь на сцене. Олег Янковский лукаво щурился на незнакомых с Грибоедовым соседей. Андрей Макаревич и Леонид Ярмольник все время понимающе переглядывались (или мне показалось?). Олег Ефремов был очень сосредоточен. Елена Шанина - внимательна (как всегда). А Максим Суханов смеялся и аплодировал от души. Аплодировали на самом деле все, и аплодировали, конечно же, Олегу Меньшикову. Ну а кому же еще? И, собственно, кто и что мог бы сделать с таким актерским составом? Меньшиков очень волновался. Ведь на сцене его не было 6 лет, а в театральной режиссуре вообще дебют! И сразу такое жюри! Как же было радостно видеть, что поняли и оценили его блестящую работу не только зрители, но и высокие профессионалы мира искусства. Что ж, пожелаем всем нам возвращения Олега Меньшикова в театр надолго - поскольку все, что он делает, всегда достойно восхищения.
      И еще, Меньшиков сказал, что счастья от ума не бывает. Ну от своего-то может и нет. А от чужого?
С приветом

Menshikov's fan

Внимание! Всех приглашаем посетить Web-кольцо сайтов об Олеге Меньшикове

   


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru