Суета сует
"Я стихи писать не могу, - сказал Витька Корнеев
По натуре я не Пушкин. По натуре я Белинский"
А. и Б. Стругацкие


ГОСПОДИН... ОФОРМИТЕЛЬ?

 

  Написать на сей раз, Машуня, сподвигло меня посещение очередного кошмара - "Фрекен Жюли" в театре Вахтангова. Пошла я туда, собственно, из-за Стриндберга. К Ю.Рутберг относилась до этого спокойно, Симонова - просто не выношу, ну а фамилию режиссера захотелось выяснить только в связи с тем, чтобы не попасть на него еще раз. Бродя по залу в поисках места я уперлась в Грымова - и, как ты понимаешь, насторожилась. Внимательно посмотрев на не закрытую занавесом сцену - я увидела, что Грымов здесь не случайно. Над оформлением спектакля работал Павел Каплевич, который не замедлил появиться на горизонте. Он был очень печален - да уж, было с чего. Оформление сцены было просто восхитительное - а спектакль, как выяснилось почти сразу - на редкость бездарный. Очень тяжело видеть, как работа, достойная всяческих похвал и уважения, идет в сопровождение абсолютно провальной постановки.
     В течение действия я внимательно рассматривала декорации - сработанные просто изумительно, с большим вкусом и отменного качества. Бергман безусловно пригласил бы нашего замечательного художника, если бы вдруг взялся переделывать свою "Фрекен Жюли". А уж у Бергмана с художественным вкусом все на высшем уровне - Слава Богу!
     С появлением во всем этом великолепии актеров, у меня возникло желание попросить их уйти и не портить настроение. А фотографа Виктора - не тратить пленку на ерунду и запечатлеть в деталях интерьер графской кухни. Свет был исключительно хорош. Именно световое решение вывело очень точную обстановку драмы из узких границ повествования. И за ширмой, условно отделяющей прошлое - неожиданно открылось бесконечное пространство будущего - ну а настоящее весьма цветисто было представлено в зале. Стриндберг вечен - это единственное, что удалось показать постановщику - да и то, исключительно с помощью замечательной работы художника.
     К сожалению, хорошее оформление спектакля - скорее редкость. Cкажи ты мне, Маша, "как художник художнику" - почему в Москве, да и в Питере, где такое количество творцов, столько возможностей для изготовления декораций, где, наконец, тратятся такие огромные деньги на постановки - оформление спектаклей выглядит часто так печально? Такое ощущение, что все ваяет кружок "ОчУмелые ручки" - причем один и тот же усиленно старается для всех театров. При упоминании фамилии маститого нашего Ю.Харикова меня начинает слегка трясти. Ну на сомнительные беседки из макраме в Ленкоме еще можно как-то не реагировать, а ватные сосульки в "Свадьбе Кречинского", в принципе, окупил фамильный портрет в достойной рамке. Больше всего досталось любимой Мариинке. Половцев в серебряных трико в сочетании с абсолютно золотой дружиной и обилие фиолетового цвета в русских костюмах времен Князя Игоря - я никогда не забуду. А мохнатое крыльцо с пластмассовыми ступеньками и гигантское бревнышко, обтянутое белым пушистым мехом посреди княжеских покоев - меня просто доконали. Даже Галина Горчакова с опаской поглядывала на все это кусочно-кустарное великолепие - а стоит ли ей, Ярославне, идти во дворец, возведенный из отходов производства местной промышленности. Не обошлось и без шатров из макраме - видно их плетет сам мастер - иначе как объяснить появление этих шедевров в каждом спектакле? Теперь я весьма внимательно читаю фамилию художника в афишке, чтобы быть ко всему готовой.
     Перечислить хорошо оформленные спектакли можно по пальцам. Кроме Павла Каплевича, чьи работы всегда вызывают восхищение, мне особенно запомнилась "Женитьба" во МХАТе Ефремова. Это милое сердцу каждой женщины изобилие необходимых предметов - часиков, горшочков, коробочек, вазочек, клеток с канарейками, оборочек и еще Бог знает чего - и все это по два, по шесть, по восемь - сотворил художник Алекси-Месхишвили, чем привел меня в умильный восторг. Причем сии ценности были не традиционно распиханы по углам, а обрамляли сцену наподобие панорамы "Бородинская битва", создавая исконно русский образ бытового коллекционирования. "Две женщины" в Ленкоме - работа Д.Алексеева и того же П.Каплевича - необычайно красивое тоновое решение и опять же со вкусом и очень ладно сделанные декорации и костюмы - были главным событием в спектакле - ну за исключением г-на Суханова, конечно. Еще мне запомнились декорации "Вишневого сада" в Современнике - ощущение летящей нежной розово-голубой дымки сада, великолепные костюмы и ничего лишнего. Как выяснилось, все это создал опять же Павел Каплевич. Спасибо Вам, Господин Художник! Ваша изумительная работа помогла мне дожить до антракта и радовала мой зеленый глаз в особо затруднительных моментах спектакля.
     Из старых постановок хочу отметить "Дядю Ваню" в Малом - оформлял художник Левенталь. Хоть я уже и писала об этом, но художественное решение создает Чеховскую реальность в спектакле, костюмы сделаны великолепно, а неторопливый свет придает особое очарование. Малый вообще славится исключительной достоверностью в оформлении спектаклей.
     Возвращаясь к П.Каплевичу, хочется отметить, что его работы - спектакли В.Мирзоева, "Горе от ума" О.Меньшикова, "Пигмалион" и "Вишневый сад" в Современнике - заставляют уделять внимание сценографии ничуть не меньшее, чем режиссуре или игре. Всегда радостно видеть его имя на афише - это залог того, что уж внешний вид спектакля точно не подкачает. Надо сказать, что, в целом, оформлять постановки стали лучше. Хочется верить, что замечательный белый пушистый дирижабль из "Королевских игр" - одно из последних серьезных испытаний, павших на головы ни в чем не повинных и не подозревающих зрителей.
С надеждой на лучшее

Не художник, но любитель

 


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru