Опера хауз(хаос)
"-Мне пойти с вами на концерт?
-Не надо, это же Брамс, а Вы не сильны в немецком!"
Оскар Уаилд

ТОСКА

Наконец-то, друг мой Маша, добралась я до оперы и в Москве. С большим, надо сказать, трудом, поскольку после Гергиева мне надо было собраться с духом, чтобы куда-нибудь сходить. Дух был готов к 20 сентября к "Борису Годунову" в Новой опере. Сразу скажу, что оркестр у Е.Колобова очень хороший - играют они грамотно и красиво. В музыкальном плане Маэстро Колобов и его театр всегда выше всяческих похвал. Но, как театрал, согласиться с режиссурой В.Беляковича я никак не могу. Гришка Отрепьев(Олег Балашов) был полной копией Глеба Самойлова - такие вещи нельзя допускать - этот образ уж слишком далек от карикатурного. Согласна, трудно подобрать типаж среди оперных певцов. Но, для чего тогда существует режиссер в опере? Сам Борис Годунов был изображен полным невменяшкой уже со второго выхода. Это уж слишком. Главный герой затерялся, да и основная мысль этого замечательного произведения у автора постановки куда-то улетучилась. Не стоит править Пушкина так сильно - это мое твердое убеждение. Судя по полной статике и поведению певцов (Глеб Самойлов усиленно хмурил лоб, Годунова изрядно шатало, а сценическое движение заменили регулярным помахиванием руками в нужном направлении), я предположила, что режиссер хотел сделать упор на психологический театр ("Борис Годунов" вообще этим славится). Упор не получился совсем. Очень жаль. Меня, как опять же заядлого театрала и почти полного профана в музыке, очень интересует игра в опере. Она, надо сказать, крайне редка. Преимущественно заключается в том, что певцы стоят расставив ноги на ширине плеч и периодически возводят руки то к Богу, то к партнеру. И их не то что нежными чувствами - бульдозером с места не сдвинешь. Читая о Шаляпине и Ершове и слушая их записи, невольно жалеешь, что сравнить сейчас особо и не с кем. "Это же опера, ну что там смотреть, там слушать надо!" - таков вердикт широких масс. А жаль. Ю.Александров сказал, что опера - один из самых многогранных видов искусств - музыка, исполнение, вокал, драматическая игра, художественное решение, наконец текст, смысл - все это может быть выделено в отдельную область. От максимально возможного совершенного сочетания этих элементов зависит гармония оперы. Когда сюда добавляется еще и непередаваемая "аура театра", "магия живого контакта" - это получается целый праздник жизни. Но... Какая же это редкость! Обычно что-то все же страдает и чаще всего - именно игра. После концертов Димы Хворостовского я еще раз остро пожалела, что он все-таки уехал. Сцена потеряла в его лице хорошего драматического артиста, остался бы здесь, гладишь, был бы и у нас свой Шаляпин.

     Но если Шаляпина нет - это не значит, что не надо слушать оперу. Обычно я выбираю оперный спектакль в Москве по именному принципу - автор, дирижер, солист. Когда выяснилось, что Маквала Касрашвили поет 21 в "Тоске" - моя судьба была решена. "К тому же она еще и прекрасная актриса!" - напутствовал меня Миша (за что ему отдельное спасибо). Самое смешное было то, что я купила билет спокойно в кассе Большого театра. ;"Есть только 8 ряд партера, 50 рублей. Пойдете?" - любезно поинтересовалась кассирша. Я нетвердо покивала, слегка онемев, а в голове моей тем временем проносилась вереница образов группы товарищей, "несущих Большой театр в широкие массы", которая стала уже неотъемлемой частью образа самого Большого театра. По приходе в театр мама честно призналась мне, что ее не покидает ощущение, что она не в Большом, так как она привыкла обозревать с яруса, что творится в зале, а не поглядывать все время вверх. Надо сказать - нам повезло: посмотреть было на что, послушать тоже.

     Спектакль поставлен в 1971 году Борисом Покровским. О том, что спектакль такой старый, можно понять только по некоторым декорациям. Оформлял спектакль художник Левенталь (я его хорошо знаю по Малому театру). Особенно мне понравилось художественное решение второго действия - некая даже эталонная классика без излишеств. Просто бесподобен был последовательно акцентный свет - художник по свету не указан (естественно!), а зря. Б.Покровский, как всегда, поразил меня своими нестандартными решениями - сколько же идей у этого человека! При всей явной классичности постановки - сцена казни Каварадосси - это отдельный маленький шедевр драматического театра, явно современного, условного, при этом шедевр именно визуальный, наглядный. Все-таки, более разносторонне одаренного и разнообразного художника, чем Б.Покровский, я не встречала. Находок было полным-полно и для нашего времени, разве что меня смутила уж слишком явная отсылка к современности - бьющий в глаза свет из тюрьмы на фоне черной стенки - но по тем временам это было очень смело.
          М.Касрашвили оказалась действительно не только божественной певицей, но и восхитительной актрисой! Я была просто покорена ее легкостью, искренностью, силой чувства. А голос! Это нечто неземное - ей удавалось все - и гнев, и милость, и боль, и тревога, и сила протеста, и нежность любви. И все это с непринужденностью, достойной восхищения! В нотах я не сильна, но пела она гораздо лучше мужчин (и З.Соткилава, и Ю.Мазурок что-то кашляли и вообще, кажется, были не в духах). К тому же при всей силе я не услышала ни одной резкой нотки, а тембр ее голоса красоты редкой. Короче, сплошной восторг. З.Соткилава, как я говорила, был то ли не в духе, то ли болен, силу голоса показывал, а чувства нет - что для него странно  - обычно темперамент, что называется, играет за него. Ю.Мазурок пел очень тихо, но мягкий тембр его голоса очень подходил к дуэту с М.Касрашвили, правда, больше как фон, а не как партнер. Сама музыка и особенно оркестр мне не показались. Как все чайники - я знаю выходные арии из "Тоски" - целиком же Пуччини не для меня ("У меня такое чувство, что сейчас они перейдут на "Чио-Чио-Сан" - заметила мама). Оркестр был совсем никуда - играли вразнобой, забивали певцов (все-таки Пуччини - не Вагнер!), а главное, даже красивые места умудрились сыграть некрасиво. Мне тут же вспомнился Колобов и Размышление из "Таис" на Димином концерте. Когда люди умеют красиво играть - это действительно красиво!
    В целом вечер необычайно удался, за что еще раз отдельное спасибо Мише. Правда, если М.Касрашвили не будет петь в "Тоске", я бы не сказала, что хочу тебе все равно посоветовать послушать.

Не теряющий надежду

Непрофессионал из начинающих

 

 


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru