Опера хауз(хаос)
"-Мне пойти с вами на концерт?
-Не надо, это же Брамс, а Вы не сильны в
немецком!"
Оскар Уаилд
ТОСКА
Наконец-то, друг мой Маша, добралась я до оперы и в Москве. С большим, надо сказать, трудом, поскольку после Гергиева мне надо было собраться с духом, чтобы куда-нибудь сходить. Дух был готов к 20 сентября к "Борису Годунову" в Новой опере. Сразу скажу, что оркестр у Е.Колобова очень хороший - играют они грамотно и красиво. В музыкальном плане Маэстро Колобов и его театр всегда выше всяческих похвал. Но, как театрал, согласиться с режиссурой В.Беляковича я никак не могу. Гришка Отрепьев(Олег Балашов) был полной копией Глеба Самойлова - такие вещи нельзя допускать - этот образ уж слишком далек от карикатурного. Согласна, трудно подобрать типаж среди оперных певцов. Но, для чего тогда существует режиссер в опере? Сам Борис Годунов был изображен полным невменяшкой уже со второго выхода. Это уж слишком. Главный герой затерялся, да и основная мысль этого замечательного произведения у автора постановки куда-то улетучилась. Не стоит править Пушкина так сильно - это мое твердое убеждение. Судя по полной статике и поведению певцов (Глеб Самойлов усиленно хмурил лоб, Годунова изрядно шатало, а сценическое движение заменили регулярным помахиванием руками в нужном направлении), я предположила, что режиссер хотел сделать упор на психологический театр ("Борис Годунов" вообще этим славится). Упор не получился совсем. Очень жаль. Меня, как опять же заядлого театрала и почти полного профана в музыке, очень интересует игра в опере. Она, надо сказать, крайне редка. Преимущественно заключается в том, что певцы стоят расставив ноги на ширине плеч и периодически возводят руки то к Богу, то к партнеру. И их не то что нежными чувствами - бульдозером с места не сдвинешь. Читая о Шаляпине и Ершове и слушая их записи, невольно жалеешь, что сравнить сейчас особо и не с кем. "Это же опера, ну что там смотреть, там слушать надо!" - таков вердикт широких масс. А жаль. Ю.Александров сказал, что опера - один из самых многогранных видов искусств - музыка, исполнение, вокал, драматическая игра, художественное решение, наконец текст, смысл - все это может быть выделено в отдельную область. От максимально возможного совершенного сочетания этих элементов зависит гармония оперы. Когда сюда добавляется еще и непередаваемая "аура театра", "магия живого контакта" - это получается целый праздник жизни. Но... Какая же это редкость! Обычно что-то все же страдает и чаще всего - именно игра. После концертов Димы Хворостовского я еще раз остро пожалела, что он все-таки уехал. Сцена потеряла в его лице хорошего драматического артиста, остался бы здесь, гладишь, был бы и у нас свой Шаляпин.
Но если Шаляпина нет - это не значит, что не надо слушать оперу. Обычно я выбираю оперный спектакль в Москве по именному принципу - автор, дирижер, солист. Когда выяснилось, что Маквала Касрашвили поет 21 в "Тоске" - моя судьба была решена. "К тому же она еще и прекрасная актриса!" - напутствовал меня Миша (за что ему отдельное спасибо). Самое смешное было то, что я купила билет спокойно в кассе Большого театра. ;"Есть только 8 ряд партера, 50 рублей. Пойдете?" - любезно поинтересовалась кассирша. Я нетвердо покивала, слегка онемев, а в голове моей тем временем проносилась вереница образов группы товарищей, "несущих Большой театр в широкие массы", которая стала уже неотъемлемой частью образа самого Большого театра. По приходе в театр мама честно призналась мне, что ее не покидает ощущение, что она не в Большом, так как она привыкла обозревать с яруса, что творится в зале, а не поглядывать все время вверх. Надо сказать - нам повезло: посмотреть было на что, послушать тоже.
Спектакль
поставлен в 1971 году Борисом Покровским. О том, что
спектакль такой старый, можно понять только по
некоторым декорациям. Оформлял спектакль
художник Левенталь (я его хорошо знаю по Малому
театру). Особенно мне понравилось художественное
решение второго действия - некая даже эталонная
классика без излишеств. Просто бесподобен был
последовательно акцентный свет - художник по
свету не указан (естественно!), а зря.
Б.Покровский, как всегда, поразил меня своими
нестандартными решениями - сколько же идей у
этого человека! При всей явной классичности
постановки - сцена казни Каварадосси - это
отдельный маленький шедевр драматического
театра, явно современного, условного, при этом
шедевр именно визуальный, наглядный. Все-таки,
более разносторонне одаренного и разнообразного
художника, чем Б.Покровский, я не встречала.
Находок было полным-полно и для нашего времени,
разве что меня смутила уж слишком явная отсылка к
современности - бьющий в глаза свет из тюрьмы на
фоне черной стенки - но по тем временам это было
очень смело.
М.Касрашвили
оказалась действительно не только божественной
певицей, но и восхитительной актрисой! Я была
просто покорена ее легкостью, искренностью,
силой чувства. А голос! Это нечто неземное - ей
удавалось все - и гнев, и милость, и боль, и
тревога, и сила протеста, и нежность любви. И все
это с непринужденностью, достойной восхищения! В
нотах я не сильна, но пела она гораздо лучше
мужчин (и З.Соткилава, и Ю.Мазурок что-то кашляли и
вообще, кажется, были не в духах). К тому же при
всей силе я не услышала ни одной резкой нотки, а
тембр ее голоса красоты редкой. Короче, сплошной
восторг. З.Соткилава, как я говорила, был то ли не
в духе, то ли болен, силу голоса показывал, а
чувства нет - что для него странно - обычно
темперамент, что называется, играет за него.
Ю.Мазурок пел очень тихо, но мягкий тембр его
голоса очень подходил к дуэту с М.Касрашвили,
правда, больше как фон, а не как партнер. Сама
музыка и особенно оркестр мне не показались. Как
все чайники - я знаю выходные арии из "Тоски"
- целиком же Пуччини не для меня ("У меня такое
чувство, что сейчас они перейдут на
"Чио-Чио-Сан" - заметила мама). Оркестр был
совсем никуда - играли вразнобой, забивали певцов
(все-таки Пуччини - не Вагнер!), а главное, даже
красивые места умудрились сыграть некрасиво. Мне
тут же вспомнился Колобов и Размышление из
"Таис" на Димином концерте. Когда люди умеют
красиво играть - это действительно красиво!
В целом вечер необычайно удался, за
что еще раз отдельное спасибо Мише. Правда, если
М.Касрашвили не будет петь в "Тоске", я бы не
сказала, что хочу тебе все равно посоветовать
послушать.
Не теряющий надежду
Непрофессионал из начинающих
Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное | |
мнение, строго не рекомендательного характера! |
ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ