Новые знакомые
"Нельзя жить одной силой таланта, надо еще понимать, что
делается вокруг."
Ф.Шаляпин

 

СЕМЬЯ ПАТИНИ

        Если мне еще кто скажет, что театр умер - начну водить под конвоем, благо и театр и конвой имеется. В список рекомендованных спектаклей обязательно включу свеже отсмотренную "Семью Патини". Дело было так. Марго пригласила меня на какую-то антрепризу. Совершенно не удивившись тому, что она (антреприза) приболела, я резво полетела домой к родимому компьютеру, испытывая легкую досаду и радость одновременно. Но, поскольку на небесах планируются не только браки, но и другие хорошие вещи, Марго я все же встретила. "Пойдем в ГИТИС, там интересный спектакль. Правда не классический. Но хороший." - так она приговаривала всю дорогу, на всякий случай крепко придерживая меня за руку, зная мою любовь к авангарду. Колеблясь между хоботовскими шорами и доверием к человеку, ориентирующемуся в театре, я миролюбиво согласилась на все, надеясь сесть где-нибудь с краешка и по-аглицки смыться минут через 20. Надо сказать, что мне было мало не только этих 20 минут, но и полутора часов пьесы, отыгранной без антракта на одном дыхании. Спектакль поставлен голландкой русского происхождения Ириной Юдковской, ученицей М.А.Захарова. Играли студенты того же Захаровского курса.
     Сказать, что пьеса проблемная - это ничего не сказать. В рекордно короткие сроки драматург Г.Клаус выплеснул на нас все возможные и невозможные семейные проблемы - от мирного безденежья и ханжества до больной брато-сестринской любви и откровенной продажности. По сравнению с этой пьесой весь новомодный наносной эпатаж смахивает на детскую игрушку. Причем рисунок спектакля настолько точен, что каждая из сторон семейной жизни Патини видна как на срезе дерева - кольца проблем не заслоняют друг друга - все выведено с ужасающей тщательностью, никакой мишуры, никаких условностей. Разговор супружеской четы мгновенно переходит в ругань, из которой рождается любовный пыл, тут же, правда, скошенный новой перепалкой. Сию бесконечную цепь прерывает досадная необходимость решения совместных проблем. Надо видеть, как заботливо супруги помогают друг другу подняться с заваленного опилками пола, где завершилась дуэль. Привычными движениями они отряхивают друг друга от этой грязи, мило перебрасываясь примирительно ободряющими словами. Какой уж тут авангард! Скорее реализм. Даже натурализм.
     Папа и мама, как это и положено, задавали тон всей семье. Папа - Сергей Алдонин - неподражаемо артистичный, крайне интеллигентный, он много выше всей этой грубой возни под названием "реальность". Его предназначение - творить, а не заниматься мелкими проблемами, как то: дети, деньги, работа, жена. Все вроде живы, здоровы, ну и ладно. Убедив в этом себя и нас, он четко отработал тактику своевременного ухода. Хотя есть, конечно, тоже иногда хочется. Соответственно, мама - Екатерина Волкова - сверх реальна, донельзя прагматична и настолько тянет всех к земле, что в конечном итоге, с помощью других членов семьи, хоронит собственную дочь. Кто кого таким сделал? Или они действительно нашли друг друга в своей убийственной гармонии... Говорят лишь, что раньше, мама училась в монастырской школе и была красива, а папа - творил и был человеком, а не манекеном. Но это в прошлом. А в настоящем - актеры создали настолько всеобъемлющие образы, что, собственно, и комментировать-то нечего. Все точно. Ни одного лишнего движения. Они накрепко связаны друг с другом контрастом характеров - роль Сергея Алдонина прекрасно выстроена и блестяще сыграна, а Екатерина Волкова настолько естественна и натуральна, что определение "игра" по отношению к тому, что ей удается показать, можно употребить с некой натяжкой - настолько это убедительно и достоверно. Этот дуэт сработан просто мастерски и к тому же очень и очень зрело.
     Младшее поколение: сын - Дмитрий Дюжев, пребывающий в таком же ирреальном мире, что и отец. Что ему особенно удается - это изображать. Он изображает лихого шофера, радио, поющего все от Пресли до Пугачевой, зоопарк. Репертуар широк, единственное, чему там нет места - действительности. Дочь и племянница - Олеся Железняк и Арина Маракулина - представили две стороны семейной медали. Андрея - это нервно-звонкое, живое, надрывное и совершенно нежизнеспособное порождение Патини. Она также странна и чужда здесь, как ее итальянская фамилия в Голландии. В противовес ей - Хильда - до одури медлительная, уверенно и недвижимо твердо стоящая на ногах - воплощение Патяйн. Эта девушка, наоборот, дома - она вполне спокойна за себя. В этой вымученной, удушливой смеси кто-то должен был погибнуть...

Как человек умудряется вроде бы желая лучшей доли своим близким ломать и губить их - не решить не то что за одну пьесу, но даже за одну человеческую жизнь. И сказать, что такой спектакль доставил радость - было бы дико. А вот то, что молодые ребята берутся за работу, которая может и не решит неразрешимые проблемы, но, по крайней мере, тряхнет всех как следует, заставит нас задуматься - это несомненно вызывает восхищение. И, конечно же, гордость за то, что учатся в ГИТИСе очень талантливые люди. После такого спектакля можно точно сказать, что у театра есть не только великое прошлое, но и замечательное настоящее, да и вполне уверенное будущее.

 

 


Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru