Новые знакомые
"Нельзя жить одной силой
таланта, надо еще понимать, что
делается вокруг."
Ф.Шаляпин
СЕМЬЯ ПАТИНИ
Если мне еще
кто скажет, что театр умер - начну водить под
конвоем, благо и театр и конвой имеется. В список
рекомендованных спектаклей обязательно включу
свеже отсмотренную "Семью Патини". Дело было
так. Марго пригласила меня на какую-то
антрепризу. Совершенно не удивившись тому, что
она (антреприза) приболела, я резво полетела
домой к родимому компьютеру, испытывая легкую
досаду и радость одновременно. Но, поскольку на
небесах планируются не только браки, но и другие
хорошие вещи, Марго я все же встретила. "Пойдем
в ГИТИС, там интересный спектакль. Правда не
классический. Но хороший." - так она
приговаривала всю дорогу, на всякий случай
крепко придерживая меня за руку, зная мою любовь
к авангарду. Колеблясь между хоботовскими шорами
и доверием к человеку, ориентирующемуся в театре,
я миролюбиво согласилась на все, надеясь сесть
где-нибудь с краешка и по-аглицки смыться минут
через 20. Надо сказать, что мне было мало не только
этих 20 минут, но и полутора часов пьесы,
отыгранной без антракта на одном дыхании.
Спектакль поставлен голландкой русского
происхождения Ириной Юдковской, ученицей
М.А.Захарова. Играли студенты того же
Захаровского курса.
Сказать, что пьеса проблемная - это
ничего не сказать. В рекордно короткие сроки
драматург Г.Клаус выплеснул на нас все возможные
и невозможные семейные проблемы - от мирного
безденежья и ханжества до больной
брато-сестринской любви и откровенной
продажности. По сравнению с этой пьесой весь
новомодный наносной эпатаж смахивает на детскую
игрушку. Причем рисунок спектакля настолько
точен, что каждая из сторон семейной жизни Патини
видна как на срезе дерева - кольца проблем не
заслоняют друг друга - все выведено с ужасающей
тщательностью, никакой мишуры, никаких
условностей. Разговор супружеской четы
мгновенно переходит в ругань, из которой
рождается любовный пыл, тут же, правда, скошенный
новой перепалкой. Сию бесконечную цепь прерывает
досадная необходимость решения совместных
проблем. Надо видеть, как заботливо супруги
помогают друг другу подняться с заваленного
опилками пола, где завершилась дуэль. Привычными
движениями они отряхивают друг друга от этой
грязи, мило перебрасываясь примирительно
ободряющими словами. Какой уж тут авангард!
Скорее реализм. Даже натурализм.
Папа и мама, как это и положено,
задавали тон всей семье. Папа - Сергей Алдонин -
неподражаемо артистичный, крайне
интеллигентный, он много выше всей этой грубой
возни под названием "реальность". Его
предназначение - творить, а не заниматься мелкими
проблемами, как то: дети, деньги, работа, жена. Все
вроде живы, здоровы, ну и ладно. Убедив в этом себя
и нас, он четко отработал тактику своевременного
ухода. Хотя есть, конечно, тоже иногда хочется.
Соответственно, мама - Екатерина Волкова - сверх
реальна, донельзя прагматична и настолько тянет
всех к земле, что в конечном итоге, с помощью
других членов семьи, хоронит собственную дочь.
Кто кого таким сделал? Или они действительно
нашли друг друга в своей убийственной гармонии...
Говорят лишь, что раньше, мама училась в
монастырской школе и была красива, а папа - творил
и был человеком, а не манекеном. Но это в прошлом.
А в настоящем - актеры создали настолько
всеобъемлющие образы, что, собственно, и
комментировать-то нечего. Все точно. Ни одного
лишнего движения. Они накрепко связаны друг с
другом контрастом характеров - роль Сергея
Алдонина прекрасно выстроена и блестяще сыграна,
а Екатерина Волкова настолько естественна и
натуральна, что определение "игра" по
отношению к тому, что ей удается показать, можно
употребить с некой натяжкой - настолько это
убедительно и достоверно. Этот дуэт сработан
просто мастерски и к тому же очень и очень зрело.
Младшее поколение: сын - Дмитрий
Дюжев, пребывающий в таком же ирреальном мире,
что и отец. Что ему особенно удается - это
изображать. Он изображает лихого шофера, радио,
поющего все от Пресли до Пугачевой, зоопарк.
Репертуар широк, единственное, чему там нет места
- действительности. Дочь и племянница - Олеся
Железняк и Арина Маракулина - представили две
стороны семейной медали. Андрея - это
нервно-звонкое, живое, надрывное и совершенно
нежизнеспособное порождение Патини. Она также
странна и чужда здесь, как ее итальянская фамилия
в Голландии. В противовес ей - Хильда - до одури
медлительная, уверенно и недвижимо твердо
стоящая на ногах - воплощение Патяйн. Эта девушка,
наоборот, дома - она вполне спокойна за себя. В
этой вымученной, удушливой смеси кто-то должен
был погибнуть...
Как человек умудряется вроде бы желая лучшей доли своим близким ломать и губить их - не решить не то что за одну пьесу, но даже за одну человеческую жизнь. И сказать, что такой спектакль доставил радость - было бы дико. А вот то, что молодые ребята берутся за работу, которая может и не решит неразрешимые проблемы, но, по крайней мере, тряхнет всех как следует, заставит нас задуматься - это несомненно вызывает восхищение. И, конечно же, гордость за то, что учатся в ГИТИСе очень талантливые люди. После такого спектакля можно точно сказать, что у театра есть не только великое прошлое, но и замечательное настоящее, да и вполне уверенное будущее.
Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное | |
мнение, строго не рекомендательного характера! |
ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ