Очень личная
"...время текло и текло
и Бог сидел неподвижно на своей вечной скамеечке"
Олдос Хаксли

МОЙ ЛЮБИМЫЙ СПЕКТАКЛЬ

 Ты спрашиваешь, друг мой Маша, какой мой самый любимый спектакль?
Я расскажу тебе о нем, о самом замечательном спектакле на свете. Идет он в театре Современник, идет уже давно, называется "Трудные люди", автор Иосиф Бар-Иосиф. Состав Звездный - Лия Ахеджакова, Валентин Гафт, Игорь Кваша, Авангард Леонтьев, постановка замечательной Галины Волчек. Но, собственно, не в этом дело.
     Дело в спектакле. Он вселенский и пронзительный, как музыка Малера. Корни его исходят не из Лондона, Иерусалима или Москвы, они не в великолепной игре актеров, не в гениальной режиссуре Волчек. Корни спектакля в нас самих - в том, что зовется Человеком, со всей его неприкаянностью, мятущейся душой, вечным поиском близкого существа, в одиночестве, потерянности в мире себе подобных, тоске по счастью, вере в несбыточное, в ошибках наших, исканиях, собственно в жизни нашей.
      Герои пьесы самые обычные люди. В спектакле нет никакой мишуры. Сюжет прост: старший брат, человек в жизни не состоявшийся, пытается пристроить свою уже не молодую сестру за выписанного из Родины жениха, который нигде никому не нужен. Никто не рыдает об ушедшей молодости и утраченных иллюзиях, никто не кричит, что не успел ничего в жизни, никто ни на что не жалуется. И, вместе с тем, все эти люди глубоко несчастливы, каждый по-своему, несчастлив даже хозяин квартиры, появляющийся лишь на мгновение. Они тянутся друг к другу, пусть тщетно, от безысходности, стараясь преодолеть свое одиночество, и тут же отталкивают друг друга своей жестокостью, бескомпромиссностью, беспощадностью к чужим слабостям. Жизнь поломала их так, что даже добрые чувства они выразить толком не умеют. Брат очень любит сестру, переживает за нее, но прямо-таки изводит своими нравоучениями. Апофеоз - герой Гафта - это трудно выразить в нескольких словах. Он представляет человека, наделенного многими достоинствами, по-своему доброго, внимательного, но ведь с ним рядом не то что жизнь, двух минут прожить невозможно. Недаром бывшая жена выплатила ему алименты, лишь бы не видеть его больше. Но постепенно начинаешь понимать, что этот урод - продукт деяний человеческих, уж слишком много его ломали, гнули и перекраивали.
      О женском одиночестве даже говорить не хочу. Героиня Лии Ахеджаковой настолько пронзительна, так безнадежно неприкаянна, что просто больно, может быть даже за себя. Она не слабее мужчин - свой мирок защищает с гораздо большим успехом - но боже, как же там тоскливо и тяжело! Герои в спектакле постоянно группируются в боевые отряды, но обязательно двое против третьего. Как общий гимн звучат слова о том, что брак - это встреча двух враждующих армий, вечно воинствующие стороны никогда не заключают мир, лишь временное перемирие, если силы равны. Соединенные волей случая, эти люди никогда не будут вместе, ничто не изменится, никто не пойдет на компромисс, все вернется на круги своя - дождь, тоска, одиночество, жизнь.
     Как в легенде о стае дикобразов, идущих неизвестно куда по ледяной пустыне. Им холодно, они жмутся друг к другу в поисках тепла и колют друг друга своими иглами. А знаете ли Bы, что когда иглы у дикобраза подняты, он не может есть? А как только он расслабляется, его обижают. Но никто не желает, чтобы его кушали и все всё время на чеку. Ведь только мы сами виноваты в том, что люди похожи на ощетинившихся дикобразов. Вот и пожинаем плоды своих титанических усилий.
      Больше всего я была рада, что многие люди во время спектакля смеялись и уходили с радостными лицами. Я им просто завидую.
Прости, картинок не будет. Аминь.

 


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru