topliteratura.gif (4465 bytes)
Содержание

Главная страница

raspor.gif (49 bytes) 

                                                                     
Фрагмент тринадцатый

    Обычно концертные агентства указывают в графике артиста часы и даты репетиций, а также концерта, гонорар и названия произведений, которые должны быть исполнены солистом. Но другие детали, например имя дирижера, содержание остальной части программы упоминаются редко. Вот почему я был потрясен, когда вышел на эстраду во Франкфурте-на-Майне и увидел за пультом Рихарда Штрауса. Меньше всего я ожидал увидеть в качестве дирижера именно Штрауса! Я подумал, что это ошибка, что попал не в тот город, однако, когда почти готов был уйти с эстрады, он обратился ко мне.
   "Концерт Гайдна", - объявил Штраус оркестру. После нескольких актов он остановился и сказал: "Tutti слишком длинное. Это же концерт, а не симфония. Мы сделаем купюру". Он подсчитал количество тактов, которые надо выбросить: "Ну, теперь давайте". Купюра была просто немыслима, но протестовать я не посмел. В конце первой части он предложил мне сыграть каденцию целиком. Так я и сделал. "Кто написал это?" - спросил Штраус.
   Я признался, что сам написал. Он пробормотал что-то, прозвучавшее как комплимент. После каденции во второй части он спросил с отвращением: “А это кто написал?”. И вторая каденция была моя, но, смутившись, я тут же придумал: "Эмиль Шморг". "Шморг? Это ужасно. Я сейчас же напишу вам новую. Господа, антракт".
   Антракт затянулся. Штраус писал карандашом в моей оркестровой партитуре (я сохранил ее). Когда мы снова вышли на эстраду, он поставил ноты передо мной, и после нескольких тактов оркестрового вступления я начал играть каденцию. Это был речитатив, после которого не веря своим глазам, увидел знаменитую тему из “Тиля Уленшпигеля” и сыграл все это. Раздался взрыв хохота. Когда все умолкли, Штраус сказал: "Предпочитаю Шморга".
   Вслед за Гайдном артисты оркестра в прекрасном настроении (чего нельзя было сказать обо мне) принялись за "Дон-Кихота". Я очень нервничал. Эту партию я играл раньше, но совпадает ли моя трактовка с пожеланиями композитора?
   После большой сольной вариации в ре-миноре воцарилось глубокое молчание. Я не решался взглянуть на Штрауса. "Почему он не начинает следующую вариацию?" - думал я с тревогой. Наконец, он сказал: "Я услышал моего "Дон-Кихота" таким, каким его задумал". Это было незабываемое мгновение, впечатление от которого сохранилось даже после того, как на наших совместных выступлениях он посматривал на часы, пока я играл длинную каденцию из концерта Гайдна.
   О своем “Дон-Кихоте” Штраус говорил с нежностью. Он дирижировал им великолепно. Его обычно сдержанная дирижерская манера уступала место пафосу, юмору и страсти. Санчо Панса у Штрауса был таким же ярко характерным, как у Сервантеса. Требования, предъявляемые композитором к солирующему альтисту, трудно было выполнить, он заставлял исполнителя заикаться и скрипеть, вместо того чтобы играть свою партию "красиво".
   - Меня никогда не просили играть некрасиво и смешно, - протестовал альтист.
   - Юмор - большое искусство, - ответил Штраус. Он обещал написать для меня виолончельный концерт. В своих письмах подтверждал, что не забыл обещания, что скоро начнет писать. а годы шли... В последний раз я встретился с ним в Вене, и он повторил то же самое. Но пришел к власти Гитлер, началась война, и огромный пробел в виолончельной литературе, казалось, уже утратил свое значение.

 

(продолжение следует)



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.