Предшественники органа


Чтобы лучше понять идею соединения в органе свойств различных музыкальных инструментов надо обратиться к его предшественникам.

Древнейшим из музыкальных инструментов является обычная свирель (флейта, дудочка, рожок). Она может быть изготовлена из простейших материалов будь то высохший стебель тростника, выдолбленная бабуковая трость, козий или коровий рог, свёрнутая береста и тому подобное. Если в неё подуть, сформировав тонкую воздушную струю, то эта струя вызывает резонанс воздуха в корпусе инструмента и начинает звучать - так долго, пока в неё подаётся воздух. Высота звучания зависит от длины звучащего цельного воздушного объёма (столба). Чтобы получить звук выше, надо этот столб воздуха укоротить. Этой цели служат игровые отверстия, которые при самом низком тоне все закрыты, и которые игрец может по желанию открывать и, укорачивая таким образом цельный звучащий объём воздуха, получать более высокие тоны - пропорциональные по высоте звучания изменившемуся цельному столбу воздуха.

Флейта Пана Другой способ получить звуки различной высоты воплощён в ином типе свирелей. Здесь каждая тростинка издаёт звук только одной высоты, но таких тростинок несколько. Игрец не открывает и закрывает игровые отвестия, изменяя длину звучащего столба воздуха, как в первом случае, но в процессе игры пододвигает губы к той трости, тон которой ему нужен в данный момент.

Такая флейта получила название Флейты Пана или флейты Сиринкс по именам геров древной легенды греческой мифологии - бога лесов и полей Пана, покровителя пастухов и нимфы Сиринкс.

Многоствольная флейта в различных модификациях существует у разных народов. Так в на Украине его зовут кувиклы, в Молдавии - най, в Грузии - лорчелли, в Литве - скудучяй. В странах Востока встречаются губные органы из пятнистого или простого бамбука, и - это всё та же разновидность многоствольной флейты, у которой каждая трубочка издаёт звук только одной высоты. В органе, также как и во флейте Пана, каждая труба издаёт звук только одной и той же неизменной высоты, одной и той же силы, одного и того же тембра.

Другую свою часть - воздухонагнетательный механизм - орган унаследовал от волынки.

Волынка У волынки есть одна или две игровые трубки (с игровыми отверстиями), мех - воздушный резервуар и трубка для подачи воздуха. Игрец надувает мех и поджимая его во время игры локтём, создаёт постоянную воздушную струю, которая позволяет игровым трубкам звучать, "не беря дыхания". Часто волынки снабжались одной, двумя или несколькими "бурдонными" трубками, которые давали постоянно выдержанные басовые тоны (тоника и квинта). Наиболее часто их можно найти в шотландских волынках.

Орган также наследует этот принцип - подачу постоянной воздушной струи, хотя воздушная система органа представляет собой гораздо более сложное, развитое устройство.

Шен Третью свою часть - механизм управления орган заимствовал от китайского инструмента - шена, называемого также губным органом. В нём также есть много звучащих трубочек, размещающихся на металлической чаше (прообраз виндлады - воздухо-распределительной камеры в органе), есть трубка для подачи воздуха. Трубочки снабжены клапанами, которыми игрец управляет во время игры пальцами. Закрывая или открывая эти клапаны, игрец заставляет звучать ту или иную трубочку.

Эти три элемента являются общими и обязательными частями каждого органа: звучащая часть - трубы, воздухогнагнетательный механизм и механизм управления, будь это маленький переносный орган, как орган-позитив из музея музыкальных инструментов в Лейпциге на улице Грасси, или гигантский инструмент, как орган мастера Йозефа Габлера в бенедиктинском монастыре в Вейнгартене в Южной Германии.  


Переход к перечню разделов Переход к предыдущему разделу